Прежде чем приступить к разучиванию отдельных способов передвижения на лыжах, необходимо определить последовательность в их разучивании. Нижеуказанная последовательность не является обязательной. В зависимости от снежных и температурных условий она может быть изменена.
Одновременный бесшажный ход не требует подводящих упражнений. Можно ограничиться только одним упражнением: из основной стойки наклон туловища вперед с одновременным перенесением палок назад до полного выпрямления рук; после этого следуют выпрямление туловища и вынос палок вперед. Это упражнение выполняется в следующей последовательности: принять исходное положение после толчка; на счет «pa-аз» (который подается протяжно), выпрямляясь, вынести палки; на счет «два» (который произносится резко), сгибаясь, выполнить толчок.
Попеременный двухшажный ход — основной в современных гонках. Требует наибольшего внимания в отработке скольжения и отталкивания (палками и лыжами). Для овладения отталкиванием палками используют навыки, приобретенные при изучении одновременного бесшажного хода (нажим на палки наклоном туловища, выдвижение стоп при скольжении вперед, предупреждение амортизации в суставах). Затем следует отработать попеременные движения рук с палками.
Одновременный одношажный ход не представляет такой трудности в обучении, как попеременный двухшажный ход. Необходимо усвоить вынос палок до начала скользящего шага и постановку их на снег одновременно с шагом, отталкивание палками при скольжении на одной лыже и окончание толчка ими с приставлением толчковой ноги.
Одновременный двухшажный ход довольно легко освоить после одношажного хода. В качестве подводящего упражнения можно использовать начальный сильный скользящий шаг-выпад с одновременным выносом палок. При этом особое внимание следует обращать на сгибание выдвинутой вперед ноги и отталкивание ногой, находящейся сзади.
Попеременный четырехшажный ход сложен по своему ритму, согласованию движений рук и ног, но все основные элементы скользящего шага — свободное скольжение, отталкивание палками и лыжами — уже освоены при изучении двухшажного попеременного хода. Поэтому здесь необходимо только соединить их в новом ритме. Если занимающимся после показа не удается сразу уловить этот ритм, то применяют подводящие’ упражнения, облегчающие обучение.
Обучение подъемам попеременным ходом по лыжне (скользящим, беговым, ступающим) и подъемам вне лыжни неодинаково по сложности. Последние способы подъемов не сложны, и изучение их не создает методических затруднений.
Обучение спускам проводится на пологих длинных склонах с ровной поверхностью и одинаковым снежным покровом. По мере овладения учебным материалом надо увеличивать крутизну склона, использовать его неровности и переменный снежный покров. В конечном итоге все спуски надо уметь выполнять на крутых закрытых склонах с неровной поверхностью и на различном снегу, применяя различные стойки и изменяя их (переходить из одной в другую) во время самого спуска.
Торможение плугом дает возможность регулировать скорость спуска: путем увеличения или уменьшения угла разведения лыж или угла их постановки на ребра увеличивается или уменьшается сопротивление снега. Надо добиться такого торможения плугом, чтобы можно было из свободного спуска легко перейти в плуг и из плуга в свободный спуск, а также замедлить движение или остановиться в намеченном месте спуска. Лыжник должен уметь, не прекращая движения, переходить то в широкий, то в узкий плуг, регулируя скорости спуска.
Торможение упором изучают при спуске в косом направлении. Этот способ надо изучать, спускаясь вправо и влево, тормозя верхней и нижней лыжей. Необходимо добиться, чтобы лыжник умел из свободного косого спуска переходить в упор,- спускаться с торможением, увеличивать и уменьшать его, сохраняя прямолинейность движения. Обучение торможению упором считается законченным, когда лыжник может произвольно то увеличивать, то уменьшать скорость, переходя; из верхнего упора з нижний и обратно, на склонах различной крутизны с различным состоянием снега.
Торможение боковым соскальзыванием осуществляется лыжником при косом спуске путем перевода лыж в более плоское положение и большей загрузки пяток лыж. При обучении необходимо объяснить способ изменения положения лыж на снегу (плашмя и кантуя движения лыж в голеностопных суставах).
В самую первую очередь этот сайт предназначен для практикующих тренеров, которым негде найти материал для проведения спортивных занятий.