Обучение спускам проводится на пологих длинных склонах с ровной поверхностью и одинаковым снежным покровом. По мере овладения учебным материалом надо увеличивать крутизну склона, использовать его неровности и переменный снежный покров. В конечном итоге все спуски надо уметь выполнять на крутых закрытых склонах с неровной поверхностью и на различном снегу, применяя различные стойки и изменяя их (переходить из одной в другую) во время самого спуска.
Спуск является в этих условиях сложным динамическим действием, при котором происходит постоянная смена положения тела. На крутых склонах следует спускаться наискось; при мягком снежном покрове изучаются более узкие стойки, а на раскатанном — широкие. Для освоения передней стойки на склоне с увеличивающейся крутизной выбирается спуск, выходящий на плотный или оледенелый снег. Для освоения задней, более узкой, стойки на склоне с уменьшающейся крутизной выбирается спуск, выходящий в глубокий или сыпучий снег. Для обучения спускам требуется больше времени, чем для обучения подъемам.
С новичками следует предварительно изучить стойки спуска на месте: на ровном месте из высокой стойки принять положение изучаемой стойки, выпрямиться и опять принять то же положение. Это упражнение можно повторять при спуске с длинного пологого склона.
При овладении техникой спусков большое значение имеет умение сохранять равновесие. Хорошими упражнениями для совершенствования равновесия являются спуски с пологих склонов с различными усложнениями: с пружинящими приседаниями, без палок, с разнообразным положением рук, с поворотом головы направо и налево, с проездом в ворота из палок, с подбиранием разложенных предметов в момент спуска и т. д.
С этой целью в дальнейшем можно применять некоторые спуски из лыжной акробатики, которые особенно увлекательны:
Возможны многочисленные иные положения, особенно при спусках, выполняемых группой. Каждый спуск желательно начинать с горизонтальной площадки одним-двумя уверенными скользящими шагами, после чего перейти в изучаемую стойку. С самого начала надо приучить лыжника спускаться в основной стойке. При этом важно подчеркнуть следующие ее особенности: узкое положение лыж; неравномерное распределение веса тела, в основном на задней лыже; одна лыжа выдвинута немного вперед, меньше загружена и предохраняет от внезапных толчков; вперед выдвинуто колено, бедро и плечо, одноименные выдвинутой лыже. При спуске наискось соскальзывание лыж вниз предупреждается наклоном голеней в сторону склона, постановкой лыж на ребра и сгибанием ног в коленях. При всех стойках надо направлять палки назад, не разводя их широко кольцами в стороны. Лыжники должны научиться спускаться по буграм и впадинам, держа тело напряженным, пружиня ногами и легко изменяя стойку.
Обучение спускам по неровным склонам следует начинать на коротком склоне средней крутизны. Обучающиеся должны научиться преодолевать сначала в* отдельности бугор, затем впадину и, наконец, то и другое: бугор, впадину, бугор. Когда эта «волна» будет освоена, надо переходить к совершенствованию спусков на длинных склонах средней и большой крутизны с пересеченной поверхностью. Необходимо выбирать и такие маршруты, при, которых спуски в процессе передвижения появлялись бы неожиданно. В момент резкого нарушения равновесия необходимо присесть (снизив центр массы тела), опустить руки вниз, крепко сжать пальцами палки, перейти в более широкую стойку.
Иногда для того чтобы быстро остановиться (особенно в походных условиях, на сильнопересеченной и незнакомой местности), надо упасть. Поэтому надо уметь правильно падать, но не следует приучать лыжника к частому применению этого способа остановки.
Ошибки: при прямых спусках — спуск на прямых ногах, ноги выпрямлены и тело согнуто в тазобедренных суставах, руки вытянуты выеред и палки кольцами вперед находятся перед телом; нога не выдвинута вперед, робкое начало спуска без начального скользящего шага, способ спуска не соответствует условиям, палки волочатся по снегу; при спусках наискось — опора тела не перенесена на нижнюю лыжу, верхняя лыжа значительно загружена, верхняя лыжа не выдвинута вперед, колени не отведены к склону, тело отклонено назад, опора на верхнюю палку, которая волочится по снегу.
В самую первую очередь этот сайт предназначен для практикующих тренеров, которым негде найти материал для проведения спортивных занятий.