Прежде чем приступить к разучиванию отдельных способов передвижения на лыжах, необходимо определить последовательность в их разучивании. Нижеуказанная последовательность не является обязательной. В зависимости от снежных и температурных условий она может быть изменена.
Повороты на месте: переступанием (вокруг носков и пяток лыж), махом (направо и налево), прыжком (без опоры и с опорой на палки)
Ходы и переходы с хода на ход: одновременный бесшажный ход, попеременный двухшажный ход, одновременный одношажный ход, одновременный двухшажный ход, попеременный четырехшажный ход, переход с попеременного двухшажного хода на одновременные ходы и с одновременных ходов на попеременный ход.
Подъемы: попеременным ходом (ступающим, скользящим, бегом — прямо и наискось), лесенкой (прямо, наискось, зигзагом), полуелочкой (наискось), елочкой (прямо).
Спуски: основная стойка (прямо и наискось), высокая стойка (прямо и наискось), низкая стойка (прямо). Переходы из одной стойки в другую, изменение стойки в связи. с расположением тела над опорой (передняя, задняя или переднезадняя стойка) и с широкой и узкой постановкой лыж.
Торможения: плугом (прямо), упором (наискось вправо и влево), соскальзыванием, палками (одной и двумя).
Повороты: переступанием, упором, плугом, из упора, ножницами, на параллельных лыжах.
Преодоление препятствий: расположенных ниже и выше поверхности снега и в глубине.
Падение и вставание: преднамеренное падение как крайняя необходимость остановки на спуске перед препятствием и вставание.
Попеременный четырехшажный и одновременный двухшажный ходы и подъем елочкой, лесенкой, торможение плугом в современных гонках почти не применяются. Но эти способы передвижения применяются в походных условиях; при использовании лыж как средства активного отдыха и в других специальных условиях.
Методы обучения приемам и способам передвижения на лыжах не являются строго обязательными. Различная степень предварительной подготовки обучающихся или другие причины могут внести свои коррективы в методы обучения и при разумном изменении изложенных методов не будут являться нарушением педагогического процесса.
Обучение поворотам на месте не требует много времени. Они в основном изучаются в начальном этапе обучения одновременно с освоением подготовительных упражнений.
Ошибки: при перестановке лыжи каблук ботинка отрывается от грузовой площадки; тяжесть тела недостаточно уверенно переносится на опорную ногу; переносимая лыжа целиком отрывается от снега, что приводит к скрещиванию лыж; переступание выполняется на напряженно-выпрямленных ногах.
При изучении поворота махом надо переносить лыжу маховым движением и ставить плотно на снег; на ровном месте — плашмя, а на склоне — на ребро, чтобы лыжа не соскользнула вниз. Палки следует переносить так, чтобы они не мешали переносу лыж. При всех поворотах махом, особенно на склоне, необходимо обращать внимание на постоянное сохранение трех точек опоры. Поворотам махом обучают сначала на ровном месте направо и налево, а потом на склоне.
При обучении повороту прыжком с палками надо следить, чтобы в момент поворота ноги сгибались в коленях, резко подтягивались кверху при сильной опоре руками на палки и наклоне туловища вперед. Ошибками являются: отсутствие приседания перед прыжком и как следствие этого короткий взлет с выпрямлением ног; недостаточный. поворот лыж в воздухе; неправильное приземление, приводящее к падению.
В самую первую очередь этот сайт предназначен для практикующих тренеров, которым негде найти материал для проведения спортивных занятий.