Второй этап обучения. Происходит дальнейшее изучение целостного навыка и его закрепление. Закрепление навыка является следствием упрочения временных связей в коре больших полушарий головного мозга. Упрочению подлежат не все двигательные реакции. Сохраняются и закрепляются только те движения, которые действительно необходимы и выражают постоянные отношения взаимодействия лыжника с внешней средой. Случайные же связи пропадают в процессе повторения упражнений. С самого начала следует добиться, чтобы лыжник мог сам анализировать свои движения и определять ошибки, а преподаватель только направлял бы его на верный путь. Чем точнее будет осознан каждый элемент навыка, тем более совершенным станет движение. Дальнейшее совершенствование, доведенное до автоматизма, нисколько не снижает роль сознаний в управлении движениями. В нужный момент хороший спортсмен всегда может сосредоточить внимание на каком-либо элементе техники и выделить его из общего числа элементов. Поворот на лыжах продолжается доли секунды, однако спортсмен успевает проконтролировать и исправить положение лыжи тела, обратив внимание на любой элемент, любую деталь движения.
Неосознанное движение не может быть расчленено на элементы, оно воспринимается слитно.
Обычно более медленные движения запоминаются легче, а быстрые — труднее. Надо не просто механически повторить много раз подряд одно и то же движение полностью, чтобы его прочно запомнить, а добиваться активного воспроизведения непрочно разученных элементов этого движения. Часто начальная и конечная часть движения закрепляется в памяти лучше, чем середина; в других случаях быстрее усваивается та часть, которая выполняется на меньшей скорости. Часть, наиболее трудную для усвоения, следует изучать дополнительно.
Для прочного закрепления важно, чтобы количество одновременно изучаемого материала было не слишком большим, посильным для занимающихся.
При закреплении навыка необходимо предупреждать возникновение ошибок. В случае, если ошибка все же появилась, следует немедленно прекратить закрепление навыка до тех пор, пока соответствующими упражнениями ошибка не будет исправлена.
Не следует переходить к изучению следующего приема, пока предыдущий не закрепится в достаточной степени. Это особенно важно, когда изучаемый прием сходен с первым, например при изучении поворота из упора непосредственно вслед за поворотом упором. Вторая причина смешения материала заключается в недостаточном использовании сравнения и сопоставления одного приема с другим.
Все приемы должны быть закреплены прочно. Поверхностное изучение нередко приводит к ошибкам. Надо давать такие конкретные задания, чтобы занимающиеся могли сосредоточить внимание на определенных моментах техники. Например, чтобы они следили только за тем, как переносить вес тела, или за плавностью движения по дуге выполняемого поворота, или за постоянным нарастанием крутизны постановки лыж на ребро и т. д.
Часто удавшееся однажды движение лыжник не может воспроизвести вторично потому, что он не закрепил его в достаточной степени. Чтобы закрепить движение, надо постепенно приучить лыжника к устойчивому выполнению движения при наличии любых раздражителей (возгласы, флаги и т. п.). При этом большое значение имеют контрольные тренировки, участие в соревнованиях и прогулках по незнакомой местности.
Таким образом, в процессе правильного обучения различным способам передвижения на лыжах происходит постепенное закрепление навыков, находятся правильные пути для решения двигательной задачи.
В самую первую очередь этот сайт предназначен для практикующих тренеров, которым негде найти материал для проведения спортивных занятий.