Руководство учебной группой. Обучающиеся всегда должны видеть и слышать преподавателя. При обучении способам ходов он обычно находится в середине учебной площадки, но может передвигаться и внутри круга. На учебном склоне преподаватель вначале находится на вершине склона перед группой, при выполнении передвижения — на середине склона, при объяснении подъема — внизу, при обучении поворотам — на середине склона, чтобы обучающие делали повороты вокруг него. На учебной и тренировочной лыжне преподаватель должен находиться то в голове колонны, то, пропустив группу вперед, сделать нужные указания и остаться в конце колонны, затем снова выйти вперед.
Если есть возможность, надо подобрать тренировочную лыжню в виде вдавленного эллипса, что позволит преподавателю маневрировать по местности зигзагом между сторонами эллипса.
Управление группой обучающихся осуществляется посредством команд, распоряжений и указаний.
Если группа расположена на большом пространстве или растянута в колонну, а командовать надо при низкой температуре, то это ставит преподавателя в особые условия. Чтобы не перетруждать голос, можно пользоваться обусловленными сигналами.
Когда группа с лыжами или на лыжах стоит на месте, подаваемая команда состоит из двух частей: предварительной и исполнительной.
В предварительной команде указывается, что предстоит сделать (она передается отчетливо и протяжно); исполнительная команда — сигнал к действию (она передается резко и отрывисто). Все исполнительные команды для передвижения, остановки, перестроения и перемены направления на ходу на лыжах подаются протяжно. Распоряжения даются немногословные и ясные, ровным голосом; указания и подсчеты подаются звучным голосом, мягким тоном. Подсчет надо разнообразить, чередуя его с указаниями движения конечностей, частей инвентаря или действий (рука, нога, палка, лыжи, вынос, толчок и т. п.). Следует интонацией голоса подчеркивать характер действия (быстро, медленно, сильно и т. п.).
Интервал между обучающимися на учебной площадке 8—10 м, а на учебной и тренировочной лыжне 4—6 м. На склоне следует увеличивать дистанцию в зависимости от его крутизны и пересеченности до 15—20 м, а в отдельных случаях выполнять спуск поочередно. В процессе освоения техники надо стремиться сокращать дистанцию до 2—3 м.
Для удобства управления группой преподаватель предпринимает те или другие перестроения группы. Для всех построений, перестроений и передвижений преподаватель пользуется уставными строевыми командами.
В самую первую очередь этот сайт предназначен для практикующих тренеров, которым негде найти материал для проведения спортивных занятий.