Разделы сайта:
Новости лыжного спорта:
Главная » Основы методики обучения » Учет метеорологических условий.

Учет метеорологических условий.

Учет метеорологических условий. Одни из них, такие, как снежный покров, температура воздуха и ветер, имеют большое значение, а такие, как влажность и прозрачность воздуха, — второстепенное.

Снежный покров. Он характеризуется толщиной, плотностью и влажностью.
Свежевыпавший сухой снег, как правило, не дает хорошего сколь­жения и создает трудности в подборе лыжных мазей. В тихую погоду он лежит рыхлым ровным слоем, при ветре образует сугробы, но под воздействием ветра сжимается и создает хорошее сцепление.

Свежевыпавший снег может быть кристаллическим. На таком снегу лыжня мягкая, с плохой опорой для палок. Мучнистый сыпучий снег дает плохое скольжение.

Свежевыпавший мокрый снег создает плохие условия для скольжения. Лыжные мази трудно подобрать.

Таким образом, свежевыпавший снег, как сухой, так и особенно мо­крый, не является эффективным для проведения занятий.

Лежалый снег может быть разного состояния: мокрый, смерзшийся, сыпучий и фирн.

Мокрый снег при давлении лыж, смерзаясь, дает хорошую корку, но прилипает к лыжам. Необходимо хорошо подобрать лыжную мазь.

Смерзшийся снег образует плотный покров, под лыжей почти не оседает. Скольжение лыж хорошее.

Сыпучий снег имеет отчетливое зернистое строение, скольжение лыж хорошее, сцепление удовлетворительное, но очень слабая опора для палок. Требует хорошей накатки лыжни.

Фирновый снег в оттепель «присасывает» лыжи, в мороз дает хорошее скольжение, но поскольку этот снег состоит из крупных и ме­лких зерен, которые обычно смерзаются в пласты, то лыжная мазь сильно стирается.
Состояние снежного покрова требует иногда вносить изменения в
содержание запланированных занятий.

Температура воздуха в сочетании с другими факторами может вызвать переохлаждение организма. Учитывая, что зимой бывают большие температурные колебания, надо в связи с этим на занятиях соответственно температурным данным изменять физическую нагрузку и соответственно одеваться.

Ветер. Принято считать сильным ветром такой, скорость . которого более 6 м/сек; средним — от 2 до 6 м/сек. По характеру ветер может быть ровным и порывистым. Попутный ровный ветер уменьша­ет физическую нагрузку и увеличивает теплоотдачу. Встречный ветер увеличивает нагрузку и теплоотдачу. Боковой ветер при длительном передвижении вызывает переохлаждение одной стороны тела; сильный боковой ветер осложняет сохранение равновесия. Порывистый ветер крайне осложняет обучение. Сильный ветер при низкой температуре воздуха может значительно охладить отдельные части тела, что может привести к отморожению.

Влажность. Насыщенность водяными парами вдыхаемого воздуха влияет на водяной баланс человека. В среднем на испарение во­ды через легкие и кожу организм теряет более трети тепла, вырабаты­ваемого в течение суток. При большой влажности воздуха соотношение парциального давления водяных паров в воздухе и в крови таково, что избыток воды в организме не может быть выведен через легкие и кожу, что ведет к переохлаждению организма. Этому способствует и то, что мокрая одежда хуже впитывает пот. Отморожение, особенно стоп, возможно при температуре даже выше 0°, если влажность обуви достигает 100% или стопы погружены в холодную воду. Влажность воздуха сказывается как на самочувствии занимающихся, так и на физическом состоянии снега, что влияет на скольжение лыж.

Прозрачность воздуха оказывает большое влияние на психику человека. Ясный солнечный день способствует повышению эмоционального состояния занимающихся, что сказывается и на рабо­тоспособности организма. Пасмурная мглистая погода угнетающе действует на человека и может снизить его работоспособность.

Метеорологические факторы надо рассматривать в их взаимосвязи и обязательно учитывать их в учебно-тренировочном процессе.
Обучать новичков желательно в тихую погоду.

Занятия лыжной подготовкой в средней полосе европейской части России могут проводиться: с детьми 9—10 лет в безветренную погоду или при слабом ветре при температуре до -15°, при среднем ветре до -8°, при сильном ветре до -5°; с детьми 11—15 лет в безветренную погоду или при слабом ветре при температуре до -18°, при среднем ве­тре до -15° и при сильном ветре до -8°; с юношами и девушками 16—18 лет в безветренную погоду или при слабом ветре при температу­ре -28°, при среднем ветре до – 18° и при сильном ветре до – 10*; со взрослыми в тихую погоду и при слабом ветре при температуре до – 25°, при среднем ветре до – 20° и при сильном ветре до – 18°.

В северных зонах и в Средней и Восточной Сибири при сухом возду­хе можно проводить занятия при более низкой температуре, чем в средней полосе, а в ряде южных районов с влажным воздухом лишь при более высокой. С квалифицированными, закаленными лыжниками и жителями холодных зон, приняв меры, предупреждающие обмороже­ние, и методически правильно построив занятия, можно проводить их и при температуре — 35—37°.

Надо только помнить, что с увеличением охлаждения воздуха кровоснабжение мышц и окислительно-восстановительные процессы сни­жаются, ухудшается доставка кислорода к работающим мышцам и, следовательно, работоспособность в целом снижается.

Другие статьи раздела:
  1. Формирование техники в лыжном спорте
  2. Первый этап обучения
  3. Второй этап обучения
  4. Третий этап обучения
  5. Организация занятий. Выбор и подготовка мест занятий.
  6. Учет метеорологических условий.
  7. Профилактика травм и отморожений.
  8. Руководство учебной группой.
  9. Виды проведения занятий.
  10. Построение урока.
Облако тегов:
Зачем нужен этот сайт?

В самую первую очередь этот сайт предназначен для практикующих тренеров, которым негде найти материал для проведения спортивных занятий.