Разделы сайта:
Новости лыжного спорта:
Главная » Основы методики обучения » Формирование техники в лыжном спорте

Формирование техники в лыжном спорте

В процессе обучения и тренировки, которые неразрывно связаны между собой, происходит овладение знаниями, навыками, совершен­ствование физических качеств, проводятся мероприятия по воспитанию коммунистических черт характера.

При обучении наряду с общими задачами воспитания советского человека на первый план выдвигается приобретение новых знаний и навыков, а при тренировке наряду с решением тех же общепедагогичес­ких задач — совершенствование этих навыков для достижения высоких спортивных результатов.

Раздельное изложение методики обучения и тренировки сделано для более четкого рассмотрения данных вопросов.

Одним из основных вопросов методики обучения является формирование двигательных навыков. Процесс формирования навыков можно разделить натри фазы: образование Навыка, закрепление навыка и совершенствование навыка.

Образование навыка включает в себя создание общего представле­ния об изучаемом движении (путем показа и объяснения основных элементов движения) и первоначальное овладение движением.

Чтобы облегчить освоение сложного комплекса движений на лыжах, надо создать наиболее благоприятные условия для занятий, проводить их на специально приготовленных учебных площадках и склонах.

Закрепление навыка характерно тем, что продолжают закрепляться основные временные связи; одновременно происходит дальнейшее уточнение стереотипа, присоединение новых элементов, торможение лишних движений.

В период закрепления навыка также следует создать наиболее благоприятные условия для занятий и проводить их на специальных учебных лыжнях и склонах, учитывая при этом состояние снежного по­крова и температуру воздуха.

Совершенствование навыка характеризуется дальнейшим освоением исполняемого движения и развитием устойчивости динамического стереотипа по отношению к различным влияниям внешних и внутрен­них факторов. Приобретается подвижность стереотипа, которая обеспечивает выполнение движения при часто изменяющихся условиях; исчезает скованность, движения становятся экономичными, быстрыми и точными; техника становится устойчивой, менее зависимой от изменений условий передвижения.

В период совершенствования навыков необходимо создавать различные изменяющиеся условия, проводить занятия на разных тре­нировочных дистанциях, при разном состоянии снежного покрова и температуры воздуха.

Для успешного формирования двигательного спортивного навыка большое значение имеют методы показа и объяснения изучаемого упражнения.

Показ и объяснение. Для лучшего восприятия надо постоянно поддерживать у занимающихся заинтересованное отношение к заняти­ям. Четкие команды, ясные указания, короткие объяснения, наглядный показ повышают внимание занимающихся. В связи с этим большое значение имеет обстановка, в которой проводится обучение. Надо заниматься в таких местах, где ничто не отвлекает от занятий: на поляне, в ложбине, русле оврага и т. п. Внимание обучающихся необхо­димо направлять на выполнение конкретных задач. Речь преподавателя должна быть достаточно громкой, четкой и ясной; команды — разбор­чивыми, с необходимой интонацией и паузами, показ упражне­ний — точный. Очень важно в объяснении и показе выделять главное, чтобы обучающийся ясно и отчетливо представил себе, что он должен делать в каждом отдельном случае. Во время первичного объяснения или показа даже самый способный обучающийся не сможет сразу подметить все особенности нового упражнения. Поэтому при повторе­нии старых, усвоенных упражнений надо вносить в них элементы ново­го. Лучше всего запоминается тот материал, который воспринят слуховым, зрительным и двигательным анализаторами. Исходя из общих педагогических установок, надо сначала назвать упражнение, затем коротко (без мелких деталей) объяснить основу движения, соблюдая строгую последовательность и подчеркивая главное, потом показать это упражнение.

Показ упражнения должен быть доступным для наблюдения. Показывать упражнения надо первый раз в обычном темпе, затем по возможности в более медленном темпе со счетом, выделяя основные фазы или элементы движения посредством счета или полного наименования этих фаз и элементов. В заключение полезно установить для обучаемых нужный ритм выполнения упражнений с учетом их возможностей. Для этого, также используется счет, но с точным соблюдением соотношений интервалов между элементами. При обучении детей способам передвижения на лыжах показ имеет большое значение, чем объяснение, так как дети больше склонны к подражанию и меньше к теоретическому анализу.

Чем способ передвижения сложнее, тем больше требуется объяснений и теоретического анализа для выделения главного. Для усвоения простых приемов, например строевых упражнений, способов поворотов на месте, подъемов и спусков, бывает иногда до­статочно только одного показа.
Объяснять можно не только до, но и в процессе показа или после выполнения определенного способа передвижения. При объяснении тех­нических приемов необходимо пользоваться специально установленной терминологией.

После объяснения и показа обучающиеся пробуют выполнить движение (за исключением прыжков с трамплина, где после показа сле­дует разучивание подводящих упражнений). Основная цель пробы — добиться общего ознакомления с техникой способа передвижения. Ес­ли обучающемуся удается выполнить движение сразу, хотя бы и с ошиб­ками, то надо приступить к его изучению целостным методом. Если же не удается выполнить движение в целом, то надо использовать подводящие упражнения или облегчить его. В практике обучения способам передвижения на лыжах могут быть использованы следующие приемы облегчения образования связей.

Во-первых, можно относительно уменьшить силу действия внешних раздражителей на лыжника. Для этого следует облегчить учебный ма­териал, снизить скорость передвижения, изменить условия, в которых происходит обучение. Но нельзя забывать, что излишнее облегчение не только не способствует процессу обучения, а, наоборот, в дальнейшем затрудняет его.

Во-вторых, при изучении сложных движений, которые невозможно расчленить, не нарушая структуры двигательного акта в целом, внимание обучаемых нужно направлять на тот элемент движения, усвоение которого наиболее сложно для обучаемого.

Этот способ применяется главным образом при обучении поворотам (плугом упором, на параллельных лыжах с опорой на обе палки), которые состоят из большого количества элементов. При этом вычленяется и изучается прежде всего основа движения, а затем добавляются остальные элементы и детали движения.

Другие статьи раздела:
  1. Формирование техники в лыжном спорте
  2. Первый этап обучения
  3. Второй этап обучения
  4. Третий этап обучения
  5. Организация занятий. Выбор и подготовка мест занятий.
  6. Учет метеорологических условий.
  7. Профилактика травм и отморожений.
  8. Руководство учебной группой.
  9. Виды проведения занятий.
  10. Построение урока.
Облако тегов:
Зачем нужен этот сайт?

В самую первую очередь этот сайт предназначен для практикующих тренеров, которым негде найти материал для проведения спортивных занятий.