Построение урока. Урок состоит из трех частей, каждая из которых имеет свое специальное назначение, частные задачи и главные средства. Воспитательные задачи и соблюдение физиологических требований обязательны на протяжении всего урока.
Первая часть урока (вводная). Основное назначение: организовать занимающихся, подготовить организм к последующей более интенсивной работе.
Частные задачи: построение группы, объяснение задач урока, сосредоточение внимания занимающихся на предмете занятий и выравнивание их эмоционального состояния, подготовка организма к практической работе (повышение деятельности сердечно-сосудистой системы, дыхательного и нервно-мышечного аппаратов, подготовка их к соответствующей нагрузке).
Главные средства: строевые упражнения с лыжами и на лыжах, расчет и проверка передвижения к месту продолжения занятий, прохождение нескольких кругов на площадке, несколько свободных спусков и подъемов.
Вторая часть урока (основная). Основное назначение: изучение основ техники, их совершенствование, повышение тренированности и освоение тактики.
Частные задачи: изучение спортивной техники, совершенствование техники в различных условиях, развитие физических качеств, изучение конкретных тактических действий.
Главные средства: подводящие упражнения на лыжах с палками и без палок, изучение элементов техники (ходов, подъемов, спусков, торможений, поворотов), передвижения на лыжах на учебной и тренировочной лыжне с различной интенсивностью.
Третья часть урока (заключительная). Основное назначение: организованно закончить урок.
Частные задачи: подведение итогов занятий и сообщение необходимых сведений о дальнейших занятиях, успокоение деятельности организма после напряженной физической работы.
Главные средства: замедленное (спокойное) возвращение к лыжной станции на лыжах (с палками или без палок) по ровной или слабопересеченной местности, упражнения, способствующие правильной осанке, расчет и проверка личного состава группы.
Работу с занимающимися преподаватель должен начинать еще до построения на урок. Она может выразиться в указаниях относительно одежды, подготовки лыж к занятиям и их смазке, консультации по этим вопросам и т. д.
Вводная часть урока начинается с построения и приема рапорта дежурного. Как правило, упражнения первой части урока не требуют много времени на объяснение и изучение; эта часть занимает не более 10—15 мин. Строевые упражнения с лыжами и на лыжах должны выполняться четко, быстро, точно, согласованно всей группой. Передвижение к месту дальнейшего проведения занятий и некоторые проводимые там упражнения (прохождение круга, спуск со склона, пробный прыжок, разминка) выполняются с постепенным повышением нагрузки. В результате проведения этой части урока занимающиеся должны быть хорошо подготовлены к решению задач основной части урока.
В основной части урока (длительность 70—80 мин) в зависимости от подготовленности занимающихся и типа урока проводится изучение элементов техники, затем изучение способа в целом и совершенствование в процессе тренировки. Техника способов передвижения изучается сначала на учебной площадке, затем закрепляется на учебной лыжне и учебно-тренировочных склонах. Далее занимающиеся переходят на тренировочную лыжню для совершенствования способов передвижения в усложненных условиях. По мере освоения учебной программы время для занятий на учебной площадке и учебной лыжне постепенно уменьшается. Возникает необходимость совершенствовать технику на больших скоростях в более сложных условиях, воспитывать умение распределять свои силы на дистанции и решать другие тактические задачи, больше уделять внимания совершенствованию физических, моральных и волевых качеств. Занятия проводятся теперь главным образом на тренировочной лыжне, склоне или трамплине и носят тренировочный характер. В процессе этих занятий лыжники подготавливаются к сдаче контрольных нормативов; процесс собственно обучения переходит в процесс преимущественно тренировки. Каждая учебная программа предусматривает подведение итогов работы, прием контрольных нормативов, которые следует проводить в виде зачетных соревнований. Занятия в этих случаях проводятся в виде контрольных уроков.
В заключительной части урока определенное внимание уделяется специальным упражнениям, соответствующим формированию правильной осанки. Эти упражнения, ввиду их малой дозировки, не могут полностью быть корригирующими; после значительной по нагрузке мышечной работы они лишь напоминают о необходимости правильной осанки, создают известную подтянутость.
В уроке физиологическая кривая нагрузки определяется на основе пульсовых данных. Хотя этот показатель не дает полного представления о реакциях организма человека на физическую нагрузку, он все же служит некоторым практическим и объективным критерием для преподавателя при дозировке физических упражнений.
При занятиях с начинающими и слабо подготовленными группами наиболее рациональна такая кривая урока, которая повышается постепенно, причем лучше, если она идет волнообразно, т. е. подъем кривой периодически сопровождается некоторым ее понижением. Это способствует восстановлению работоспособности организма лыжника, частично отдыхающего при снижении нагрузки.
Во-второй части урока кривая нагрузки будет иметь волнообразное повышение (плато). В учебно-тренировочном уроке кривая нагрузки максимально повышается во второй половине основной части урока. В тренировочном и контрольном уроках (когда преподаватель ведет зайятия с хорошо физически подготовленной группой) физиологическая кривая во второй части урока имеет вид довольно высокого волнообразного плато или многовершинной кривой.
В процессе обучения необходимо особое внимание обратить на правильное дыхание и обучать лыжников рациональному дыханию. Исследованиями доказано, что движения лыжников сочетаются с дыханием в определенной зависимости. Правильное дыхание улучшает работоспособность и увеличивает скорость передвижения. Связь между фазами движений и дыхания устанавливается постепенно, по механизму условного рефлекса и прочно закрепляется как составная часть общего двигательного навыка. По исследованиям (Рыбаков Ю. Ф., 1975), эта связь устанавливается после 10—12 занятий на снегу, но прочность ее различна, изменчива. Установлено, что характер дыхания у квалифицированных лыжников четко соответствует темпу передвижения и находится с ним в соотношении 1:1,1:2,2:1 или близко к этому значению как в попеременных, так и в одновременных ходах. С увеличением темпа передвижения, в конце подъема, с нарастанием утомления, на финише гонки частота дыханий становится выше частоты движений. Это вызвано необходимостью удовлетворения кислородного запроса.
У начинающих лыжников, как правило, нет четкого согласования дыханий с движениями. Этому согласованию надо учить с первых занятий как при имитации ходов, так и на снегу. Наиболее простая методика обучения согласованию движений с дыханием сводится к следующему: при выносе вперед руки делать вдох, при толчке рукой — выдох. В этом случае на один дыхательный цикл — вдох-выдох — приходится один двигательный цикл — два шага. В одновременных ходах и при их имитации на вынос рук вперед делать вдох (или на вынос палок вперед делать вдох-выдох-вдох), при отталкивании палками — выдох. Такое соотношение нередко встречается при напряженной гонке. В процессе тренировки систематически следует разрабатывать сочетание движений с дыханием. Эти сочетания следует тренировать индивидуально в зависимости от особенностей дыхания лыжника. Во всех случаях не следует ограничивать частоту дыхания. Дыхание лыжника-гонщика должно строго соответствовать темпу передвижения, быть ритмичным и достаточно глубоким.
В самую первую очередь этот сайт предназначен для практикующих тренеров, которым негде найти материал для проведения спортивных занятий.