Разделы сайта:
Новости лыжного спорта:
Главная » Основы методики обучения » Третий этап обучения

Третий этап обучения

Третий этап обучения. Совершенствуется целостный спортивный навык путем устранения излишних движений, многократного повторе­ния и доведения его до автоматизма. В совершенствовании навыка при­нимает участие весь организм в целом, повышается его функциональная подготовленность. Ведущая роль при этом принадлежит коре больших полушарий головного мозга.

Многократное повторение определенного способа передвижения на лыжах приводит к автоматизации движений.

Лыжник, выполняющий движение точно и согласованно, сможет перенести сравнительно большую нагрузку, чем лыжник, не овладевший автоматизированным навыком. По мере совершенствования опреде­ленных навыков на стадии автоматизации происходит уточнение мы­шечной афферентации, в результате уточняются и движения, но роль органов зрения, слуха, вестибулярного аппарата и осязания сохраня­ется. В связи с совершенствованием двигательного навыка, в результате взаимодействия различных анализаторов достигается более точное дифференцирование отдельных деталей движения, что выражается в различных специфических ощущениях. Становится очень тонким «чувство лыж», «чувство снега», «чувство динамического равновесия», что помогает регулировать уступающие и преодолевающие усилия мышц. Совершенствуется чувство скорости, темпа и ритма, развива­ется умение передвигаться экономично в любых изменяющихся усло­виях. В целом дальнейшее совершенствование навыков идет за счет развития физических качеств, причем эти качества совершенствуются не всегда параллельно, одни из них могут быть развиты лучше, другие хуже. При этом перестраивается деятельность не только двигатель­ного аппарата, но и всего организма в целом. В процессе совершенство­вания двигательного навыка увеличивается интенсивность обменных процессов, происходят сложные биохимические изменения в обмене ве­ществ. Эти изменения особенно значительны в процессе трениров­ки, которая является дальнейшим продолжением третьего этапа обу­чения. Учитывая единство обучения и тренировки, следует заметить,’ что методы обучения больше применяются на первых двух эта­пах. На третьем же преобладают методы тренировки. В дальней­шем полностью переходят на тренировочный процесс, хотя совершен­ствование спортиьной техники продолжается.

Подводящие упражнения. Эти упражнения представляют собой уп­ражнения, сходные по форме и характеру с элементами сложного навы­ка. Подводящие упражнения имеют наибольшее применение на первом, частично на втором и эпизодически на третьем этапе обучения. Выбор подводящих упражнений во многом зависит от методической подго­товленности преподавателя. Следует иметь в виду, что подводящие упражнения нередко требуют многократного повторения, но не дово­дятся до закрепления как самостоятельный спортивный навык.

Ошибки и их исправление. В течение всех трех этапов у обучающе­гося часто возникают ошибки. Своевременное определение ошибок и их исправление намного ускоряют само обучение. Ошибки по их значению можно разделить на основные и частные. Основные ошибки нарушают основу движения, частные ошибки являются индивидуальным откло­нением от правильной техники, снижают эффективность движений, но не искажают основы движения. Частных ошибок бывает больше, чем основных, и они очень разнообразны.

В практике различают ошибки случайные и привычные. Случайные ошибки появляются у лыжников, когда владение техникой у них еще не автоматизировалось. Эти ошибки легче ликвидировать; они непрочны и довольно быстро исчезают. Привычные ошибки — это те отклонения, которые своевременно не были исправлены и автоматизировались, за­крепились, стали устойчивыми.

Для предупреждения ошибок надо, чтобы обучающиеся правильно поняли способ передвижения. Первоначальное разучивание надо проводить особенно тщательно, следя за тем, чтобы быстрота движений не нарушала правильности передвижения. Плохо выполняе­мое движение занимающиеся должны повторять, стараясь понять и исправить ошибку, добиваясь правильного выполнения.

Наблюдать сложное движение трудно. Преподавателю, чтобы за­метить какую-либо ошибку, надо вначале следить за передвижением в целом, а затем поочередно наблюдать только за элементами движения, например за правым (левым) коленом или движениями рук и т. д.

Наблюдать за выполнением какого-либо хода лучше всего на расстоянии 15—20 м, причем надо просмотреть 3—4 последовательных, цикла движений. Следя за выполнением передвижения, важно уметь определить правильность формы движений, найти ошибку и установить ее происхождение. Прежде всего надо исправить основные ошибки. На ошибках частных можно вначале не останавливаться, но необходи­мо следить, чтобы они не стали привычными. Чтобы исправить ошиб­ки, следует еще раз разъяснить и показать способ передвижения, повторить его, дать подготовительные упражнения; если возможно вы­делить из способа передвижения трудноусваиваемые движения, то необходимо разучивать их отдельно.

После вторичного объяснения надо потребовать от занимающихся принять правильное положение и проделать движение на месте, а затем на небольшой скорости, чтобы проверить, правильно ли выполняется движение. При повторном появлении ошибки надо вновь прекратить выполнение движения и добиться того, чтобы обучающиеся поняли и запомнили нужное движение.

Другие статьи раздела:
  1. Формирование техники в лыжном спорте
  2. Первый этап обучения
  3. Второй этап обучения
  4. Третий этап обучения
  5. Организация занятий. Выбор и подготовка мест занятий.
  6. Учет метеорологических условий.
  7. Профилактика травм и отморожений.
  8. Руководство учебной группой.
  9. Виды проведения занятий.
  10. Построение урока.
Облако тегов:
Зачем нужен этот сайт?

В самую первую очередь этот сайт предназначен для практикующих тренеров, которым негде найти материал для проведения спортивных занятий.