К вопросам организации занятий относятся: материально-техническое обеспечение, выбор и подготовка мест занятий, учет метеорологических условий, профилактика травм и руководство учебной группой на занятии.
Выбор и подготовка мест занятий. Лучше всего, если район, в котором проводится учебно-тренировочное занятие, представляет собой пересеченную лесистую местность. Надо составить план этой местности и отметить в нем ряд секторов, соответствующих задачам урока. На местности надо определить учебные площадки, учебные склоны, учебные лыжни и тренировочные лыжни.
Учебная площадка — это место, где проводятся занятия по обучению технике и ее проверке. Для этой цели пригодна большая лесная поляна, защищенная от ветра деревьями. Желательно, чтобы одна половина площадки была горизонтальная, а другая имела уклон 3—4°. Лыжня с таким уклоном, хотя бы и вне площадки, необходима для того, чтобы разучивать скользящий, накатистый шаг и одновременные ходы.
В зависимости от возраста, пола и подготовленности занимающихся и задач урока учебная площадка подготавливается по-разному. Некоторые виды учебных площадок для занятий показаны нниже:
Лыжни на учебной площадке прокладываются преподавателем, они должны быть ровными и узкими; на широкой, плохо проложенной лыжне трудно изучать технику движения.
Размер площадки для учебной группы 12—15 человек — 100×40 м. На площадках меньших размеров частые повороты нарушают ритм и темп передвижения, мешают освоению и закреплению необходимых навыков. Но не рекомендуется и площадка больше чем 120х60 м, так как преподавателю на большом расстоянии трудно замечать ошибки и давать указания, а обучающимся издали не слышно замечаний преподавателя.
Внутри площадки или рядом с ней преподаватель прокладывает для себя отдельную лыжню, на которой показывает различные движения и ход в целом.
Учебный склон — место, на котором проводится изучение спусков, подъемов, торможений и поворотов на лыжах. Учебных склонов должно быть несколько, так как изучение этих способов движений требует различных условий местности.
При выборе склонов необходимо учитывать снежный покров и профиль: крутизну, длину, наличие неровностей и растительности. По крутизне склоны подразделяются на: малой крутизны (5—15°), средней крутизны (15—25°), большой крутизны (25° и более); по протяженности на: короткие (до 50 м), средние (до 150 м), длинные (свыше 150 м); по характеру местности: на гладкие и пересеченные; по наличию деревьев и кустарников: на закрытые и открытые.
В зависимости от подготовленности группы и задач урока лыжни на учебных склонах прокладываются по-разному.
Желательно, чтобы местность от учебной площадки до учебного склона была пересеченной. Это позволит передвигаться от площадки к склону среди деревьев, кустов, беспрерывно меняя направление, преодолевая небольшие.
Учебная лыжня служит для передвижения определенными способами с целью закрепления навыков. При закреплении навыка в передвижении попеременными ходами учебная лыжня подбирается на слабопересеченной местности; при закреплении навыков в передвижении одновременными ходами — на открытой местности с уплотненным снежным покровом. Учебные лыжни представляют собой замкнутые вытянутые кривые протяженностью 2,5—3 км.
Маршруты учебных лыжней должны быть подобраны так, чтобы преподавателю удобно было наблюдать за участниками на дистанции. Кроме того, на отдельных отрезках надо проложить для преподавателя параллельную лыжню.
Тренировочные лыжни служат для совершенствования навыков, изученных на учебных площадках и склонах и учебных лыжнях. Для этого лыжники в зависимости от местности сами выбирают подъемы и спуски.
Выбирают наиболее рациональный способ передвижения, учатся переходить с одного хода на другой, изменять стойку спусков, выбирать наиболее эффективные способы подъема, отрабатывают элементы тактики и техники в зависимости от условий (снежный покров, рельеф, направление ветра и т. п.)- Маршрут тренировочной лыжни прокладывается по пересеченной местности. От занятия к занятию он усложняется и по мере надобности увеличивается.
Форма тренировочных лыжней может быть различна: круг, эллипс, два круга (один внутри другого), восьмерка и т. п. Дистанции 3 и 5 км рекомендуется прокладывать в виде одной замкнутой кривой, 10 км — в виде двух кривых, 20 км — в виде трех кривых (2 круга по 5 км и один—10 км). При таком разнообразном сочетании отрезков экономится время на выбор местности и измерение дистанции, создаются условия для того, чтобы научиться распределять силы на дистанции, а преподавателю чаще делать указания своим ученикам.
В самую первую очередь этот сайт предназначен для практикующих тренеров, которым негде найти материал для проведения спортивных занятий.