Разделы сайта:
Новости лыжного спорта:
Главная » Основы методики обучения » Первый этап обучения

Первый этап обучения

Первый этап обучения. Проводится изучение элементов с объедине­нием этих элементов в целостный двигательный навык и разучивается способ передвижения в целом. На этом этапе происходит образование необходимых условий рефлекторных связей и образование целостного динамического стереотипа.

Человеку, не стоявшему на лыжах и не привыкшему передвигаться с таким отягощением, лыжи мешают. Носки и пятки лыж скрещиваются и цепляются одна за другую и за снег, при потере бокового равновесия они мешают быстро переставить ногу — все это вызывает у новичков падение и в связи с этим неуверенность, которая тормозит обучение. Следовательно, еще до обучения отдельным способам передвижения надо осветить общие основы владения лыжами. На первых занятиях выдвигаются две общие педагогические задачи: овладеть лыжами как снарядом («чувство лыжи»), развить чувство сцепления лыжи со снегом («чувство снега»).

Эти задачи решаются применением подводящих упражнений:

  1. по­очередное поднимание ноги с лыжей и движение ею по воздуху вниз и вверх, вправо и влево;
  2. поочередное поднимание носков лыж; выпол­нять движение лыжей вверх, вниз, вправо и влево, не отрывая пятку от снега; то же, но поднимая пятку лыжи, прижимая носок лыжи к снегу;
  3. повороты переступанием на месте вокруг пяток.и вокруг носков лыж;
  4. боковые приставные шаги на два и четыре счета; упражнение выпол­няется 4-8 раз подряд в ускоряющем темпе;
  5. повороты: махом кру­гом, через лыжу вперед и через лыжу назад с правой и с левой ноги, пры­жком (с опорой и без опоры на палки);
  6. ходьба ступающим шагом по неглубокой целине без палок;
  7. ходьба ступающим шагом на лыжах с палками по целине, среди деревьев и кустарников, вслед за препода­вателем, постоянно меняющим направление; при этом приобретается умение управлять лыжами, учитывать их длину или расстояние до препятствия (дерева, куста и т.п.);
  8. подъемы и спуски лесенкой, пря­мо и наискось;
  9. спуски в средней стойке с пологих склонов;
  10. подъем на пологие склоны ступающим шагом в медленном и быстром темпе.

Следует добиваться совершенного их выполнения путем мно­гократного повторения. Они применяются на первых уроках, чтобы занимающиеся могли освоить общие основы для дальнейшего обучения способам передвижения на лыжах. После этого надо переходить к разучиванию всех способов передвижения на лыжах.

Наиболее характерными новыми навыками являются спуски. У на­чинающих лыжников при спуске проявляется защитный рефлекс. Чтобы снять боязнь крутизны, не следует начинать обучение поворотам, пока лыжник достаточно освоит спусков. Обучение элементам поворотов лучше начинать на горизонтальной площадке после небольшого спуска. Сначала надо освоить короткие, достаточно крутые спуски и затем постепенно более длинные и крутые. Поскольку страх вызывает возбуждение, сковывающее мышцы, надо приучить лыжника расслаб­лять мышцы перед спуском. Это ослабляет чувство страха и обеспечивает сохранность равновесия. После опасных упражнений внимание снижается, поэтому после них не следует давать новые труд­ные задания. Падения значительно учащаются при переходе в более грудные условия. Поворот выполняется с трудом, если скорость спуска выше скорости, обычной для этого лыжника.

В начале обучения спускам, торможениям и поворотам не следует пользоваться склонами с плохим снежным покровом. Следует пе­реходить с простых склонов на более сложные постепенна. Если переход будет совершен резко, то сильное раздражение, которым являются новые свойства местности, вызовут у лыжника сильные реакции, задерживающие закрепление и совершенствование навыков и соответственно защитную реакцию. Преодоление боязни и воспитание привычки противодействовать внешним раздражителям — первейшая задача при обучении спускам, торможениям, поворотам, падениям.

Если лыжник с сильным типом высшей нервной деятельности хочет выполнить трудный спуск и настроится на это, то он сможет его выпол­нить. Но у лыжника со слабым типом высшей нервной деятельности, хотя он одинаково подготовлен в техническом отношении, при этом возникают торможение, угнетение центральной нервной системы, боязнь неблагополучного исхода попытки. Ему кажется, что он не в силах выполнить спуск. Воспитывая уверенность в своих силах, можно изменить реакцию на сильные раздражители или хотя бы ослабить их отрицательное действие. Такое воспитание может быть основано на принципе доступности и постепенности в освоении навыка. В этих целях при обучении спускам на лыжах следует требовать, чтобы зани­мающиеся начинали спуск с движения скользящим шагом, а не ждали, пока лыжи сами тронутся с места.

При обучении большое значение имеет так называемый перенос навыков. Если у обучаемого имеется запас двигательных навыков, t сходных с навыком изучаемого способа передвижения на лыжах, то усвоение последнего значительно облегчается. Запас сходных навыков создается при помощи различных упражнений, главным образом спе­циально-подготовительных. Овладение новым движением обогащает двигательный опыт лыжника, при этом устанавливается большое ко­личество связей, которые могут быть использованы при последующем обучении. Одни навыки могут положительно влиять на другие (положительный перенос), иные же, наоборот, тормозят развитие последующих (отрицательный перенос). Перенос навыка будет положи­тельным в том случае, если упражнения, применяемые для одного навыка, сходны по своей форме и характеру и для другого. Отрица­тельный перенос навыка появляется в том случае, если подготовитель­ные упражнения сходны только по внешнему виду, но различны по координации. Если движения в имитационных упражнениях сходны с движениями лыжной техники, то стереотипы, образующиеся при при­менении имитационных упражнений, также сходны со стереотипами движений в лыжной технике. Вырабатывая стереотипы имитационных движений, лыжники формируют определенные навыки, которые облегчают и ускоряют овладение лыжной техникой и ее совершенство­вание.

Преподавателю очень важно знать условия, замедляющие темпы развития и вызывающие ослабление навыка.

Эти условия можно разделить на:

  • объективные: плохие инвентарь, снаряжение, одежда, обувь, учебная площадка и склон; неудовлетворительное состояние снега, плохая погода, ветер, снегопад, мороз; неудачно Подобранная мазь для смазки лыж и т. д.;
  • субъективные: пассивное отношение занимающихся к данному упражнению, плохая заинтересованность, неуверенность в своих силах и возможностях; пониженное настроение и самочувствие занимающихся.

Неправильные методические приемы могут вызвать задержку в ус­воении навыка при условиях, когда происходит замена одних методов работы или способов выполнения упражнений другими; закрепленные старые способы выполнения движения возникают в неизменной форме при выполнении нового движения.

Примером этого может служить замедленное изучение нового способа передвижения из-за того, что ранее усвоена техника передвижения с ошибками. При длительном перерыве в обучении или отсутствии повторения упражнения навык может разрушаться, причем сначала разрушаются детали движения, а сама структура, основа движений, остается. Угасание условного рефлекса зависит в некоторой степени от индивидуальных особенностей. Чем слабее закреплен навык, тем скорее он угасает, и наоборот.

Навык передвижения на лыжах представляет Собой целостное единство более простых навыков (элементов). Поэтому обучение всегда должно охватывать сложные действия в их целостном единстве. Часто возникает необходимость расчленить сложное действие на ряд более легких, подобранных так, чтобы облегчить дальнейшее усвоение дви­жения в целом. При этом отдельные элементы не следует доводить до закрепленного спортивного навыка.

Расчленяя сложное действие на составные части, надо выделить наиболее существенные, важные эле­менты движения, типичные для данного сложного действия. При этом надо следить за тем, чтобы не было коренного изменения самой струк­туры этого действия. Например, изучение попеременного лыжного хода эффективнее тогда, когда выработаны следующие элементы этого на­выка: отталкивание ногой с использованием силы маха другой ноги, позволяющее быстро скользить на одной лыже; своеобразное отталки­вание палкой, увеличивающее скольжение; движение туловищем, связывающее воедино движения рук и ног.

Соединение этих элементов в целостные движения выполняется при участии сознания. Само объединение элементов навыка в сложное действие может проводиться двумя путями:

  • постепенным наращиванием последовательно связанных эле­ментов, вплоть до полного изучения всего сложного навыка;
  • объединением всех отдельных элементов навыка сразу в полный сложный навык.

Применение того или иного метода обучения зависит от подготов­ленности занимающихся и их способности воспринимать и выполнять упражнения.

Другие статьи раздела:
  1. Формирование техники в лыжном спорте
  2. Первый этап обучения
  3. Второй этап обучения
  4. Третий этап обучения
  5. Организация занятий. Выбор и подготовка мест занятий.
  6. Учет метеорологических условий.
  7. Профилактика травм и отморожений.
  8. Руководство учебной группой.
  9. Виды проведения занятий.
  10. Построение урока.
Облако тегов:
Зачем нужен этот сайт?

В самую первую очередь этот сайт предназначен для практикующих тренеров, которым негде найти материал для проведения спортивных занятий.