Разделы сайта:
Новости лыжного спорта:
Главная » Основы методики обучения » Методические требования к проведению занятий.

Методические требования к проведению занятий.

Методические требования к проведению занятий. Для правильного проведения занятий необходимо иметь программу, поурочный план (рабочий план), график, конспект урока и расписание занятий.

Конспект урока составляется преподавателем на основе следующих данных: задачи урока, средства и методы, пользуясь которыми можно разрешить поставленные задачи, интерес занимаю­щихся к данному виду спорта, связь настоящего урока с предыдущим и последующим, условия, в которых должен проводиться урок (метеоро­логические факторы, инвентарь, одежда, обувь и т. п.), особенности занимающихся (пол, возраст, физическая подготовленность).
Перед каждым уроком преподаватель ставит определенные задачи, которые должны выражать основное содержание урока. Необходимо следить за тем, чтобы задачи были посильными для занимающихся.

В плане-конспекте урока в зависимости от этапа обучения можно поставить одну, две или три задачи.

В учебных заведениях некоторые группы обучающихся занимаются лыжной подготовкой только на плановых занятиях и не стремятся к специализации по лыжному спорту. В ДСО и учебных заведениях существуют группы, специализирующиеся по конкретному виду лыжного спорта. Эти обстоятельства необходимо учесть при организа­ции и проведении уроков.

В первом случае преподавателю надо проводить урок так, чтобы заинтересовать занимающихся лыжным спортом: проводить занятия на живописной местности, особенно строго подходить к дозировке нагрузки и учету метеорологических условий, больше заботиться о подготовке инвентаря, уделять в уроке внимание упражнениям, повышающим эмоциональное состояние занимающихся (катание с гор, игра и т. п.), усложнять требования в зависимости от появления интереса. Во втором случае, не пренебрегая указанными средствами повышения интереса занимающихся, надо в то же время с самого начала приучать их переносить определенные трудности, связанные с форми­рованием спортсмена-лыжника. Для полноценного проведения урока необходимо всегда учитывать местность, метеорологические условия, инвентарь, одежду, обувь. Если занимающиеся озябнут, то все объяснения и указания воспринимаются плохо и сами движения выполняются неуверенно. В этих случаях необходимо выполнять упражнения, способствующие разогреванию занимающихся.

При проведении занятий по лыжному спорту вопрос о дозировке фи­зической нагрузки имеет важное значение. Женщины и мужчины должны получать разную нагрузку. В занятиях с женщинами (в сме­шанной группе) используются внутренний круг учебной площадки, укороченная дистанция учебной и тренировочной лыжни.

В группе могут быть занимающиеся с большей или меньшей сте­пенью физической подготовленности, поэтому необходим индивиду­альный подход к каждому. Если у одних занимающихся не получается какое-либо упражнение, не следует в этом случае действовать слишком настойчиво; иногда надо переключиться на другое упражнение и лишь позже вернуться к первому. Ни в коем случае нельзя тормозить естес­твенный рост и развитие лыжника, если он опережает остальных занимающихся.

Преподавателю важно помнить о том, что занятия с группами ста­ршего возраста не должны иметь выраженной спортивной направлен­ности, а отличаться образовательно-оздоровительным характером.

Каждый урок должен быть интересным и привлекательным. Обучающиеся должны уходить с занятий с чувством удовлетворения. Это может быть достигнуто только в том случае, если хорошо подго­товлен план-конспект урока, в организации и проведении урока учте­ны все изложенные выше требования, а также если в каждом уроке будут элементы новизны.

Походы на лыжах могут проводиться с разными задачами назначения: исследовательские, агитационные и спортивные.

Все походы, как правило, многодневные; в них участвуют квалифицированные лыжники. Поход нельзя рассматривать как разновидность занятий по лыжному спорту.

В методике подготовки лыжников используются учебные походы двух типов: туристские и военизированные. Продолжитель­ность — 1—2 дня. Походы особенно часто проводятся в коллективах физической культуры школ, вузов, производственно-технических учи­лищ и ДЮСШ. Их рекомендуется проводить во второй половине зимнего сезона. Выход — в субботу после работы или учебы, возвраще­ние — в воскресенье к вечеру.

Организация похода состоит из трех этапов: подготовка к походу, проведение похода, подведение итогов похода.

Подготовка к походу. Вначале надо определить цель похода и учебные задачи. Целями похода могут быть: воспитание навыков походной жизни, обучение передвижению на большие расстояния, умение сохранять силы при длительном передвижении, ориентирование на незнакомой местности.
Задачами похода могут быть: посещение исторических и знамена­тельных мест; передвижение по живописным местам; по местам, связанным со знаменательными событиями и т. п.

Военизированные походы в зависимости от контингента занимаю­щихся могут преследовать различные цели: проведение военизиро­ванной игры, прохождение дистанции форсированным маршем, пе­редвижение в необычных условиях (по трудно- или малодоступным местам, ночью и т. п.).

Учебными задачами могут быть: обучение походному передвиже­нию (строем), дисциплине и режиму марша (скорость передвижения, привалы), выбору пути для скрытых передвижений, распознаванию, запутыванию и маскировке следов, маскировке, бесшумному передви­жению, ориентированию по карте, компасу и местным предметам, выбору мест для отдыха и ночлега, устройству временного жилья (палаток, шалашей, заслонов, снежных ям, снежных пещер), разведе­нию костров, способам варки пищи, сушки обуви и одежды, охране ночлега и т. д.

После того как определена цель похода и намечены задачи, надо:

  1. разработать план предстоящего похода, изучить маршрут,
    составить схему и график маршрута, определить основные и промежуточные привалы и места ночевок, учесть средства, необходимые для
    организации привала, составить инструкцию о том, как одеться и как
    вести себя во время похода;
  2. тщательно проверить состояние лыжного инвентаря и подгото­вить необходимое количество ремонтных и запасных средств; аптечку;
  3. тщательно проверить одежду и обувь, подготовить продукты питания и дать указания о том, как складывать вещи в рюкзак и как его подогнать для ношения;
  4. распределить обязанности между участниками похода (выделить старших подгрупп, ответственных за хранение запасных частей, аптечки, за фотографирование, ведение путевых заметок и т. п.).

Если походы проводятся с лыжниками недостаточно квалифициро­ванными, маршрут надо тщательно разведать, чтобы своевременно выбрать кратчайшие и самые выгодные направления, избегая трудно­проходимых мест.

На занятиях, предшествующих походу, надо провести беседу, ознакомить участников с планом и задачами похода, рассказать им о требованиях, предъявляемых к одежде и снаряжению, о мерах предупреждения обморожений и потертостей, а также о том, какие продукты питания лыжнику необходимо взять с собой, и о поведении в походе.

Проведение похода. Небольшая группа достаточно тренированных лыжников может передвигаться со скоростью 7—8 км/час, а среднесуточный переход достигает 55—60 км.

Лучшим строем для передвижения небольшой группы в 25—30 чело­век (три подгруппы) является колонна по одному.

Дистанция между лыжниками, идущими по слабопересеченной местности, должна быть 4—5 м, а интервал между идущими в колонне по два или по три — 2—3 м. При спусках с гор в зависимости от харак­тера склона дистанция увеличивается до 10—15 м, а при спуске с неровных или очень крутых склонов следует спускаться поочередно по одному. Перед трудным подъемом надо делать 2—3-минутную передышку. В целом марш должен совершаться равномерно.

Рюкзак является обязательным предметом в походе. Наличие даже легкого рюкзака всегда сказывается на передвижении, особенно при выполнении поворотов. Рюкзак должен быть правильно уложен: мягкие вещи укладываются ровным слоем к спине, более тяже­лые — равномерно по всему дну рюкзака, вещи первой необходимости — сверху (бинт в кармане). Рюкзак должен быть правильно подогнан, чтобы не стеснял движений и не перемещался на спине из стороны в сто­рону. Лямкй должны быть прошиты и иметь войлочные прокладки.
На марше очень важно уметь правильно организовать прокладку лыжни, особенно на глубоком снегу (целине), это даст возможность соблюдать ровную и достаточно быструю скорость передвижения. Если лыжники одинаковы по своей подготовленности, то головной лыжник, пройдя установленное количество времени, делает шаг в сторону, его место занимает идущий за ним. Бывший головной пристраива­ется в конце колонны и, идя по готовой лыжне, успевает отдохнуть пре­жде, чем до него снова дойдет очередь прокладывать лыжню. Если лыжники неодинаково тренированы, то сильнейших ставят в голову колонны и они меняются вышеописанным способом между собой. Чем труднее путь, тем чаще сменяется лыжник, идущий в голове колонны.

При прокладке лыжни нужно на пути избирать какой-то ориентир и время от времени сверять с ним правильность направления. Лыжню надо прокладывать возможно прямее, без излишних поворотов и зигза­гов, особенно на не крутых склонах.

Во время похода устраиваются большие и малые привалы. Малые привалы устраиваются для отдыха, подгонки снаряжения, одежды и лыжного инвентаря и ожидания отстающих. Большие привалы предназначаются для восстановления сил и приема пищи. Привалы следует устраивать в местах, защищенных от ветра (в лесу, овраге). Первый малый привал надо сделать через 20 мин. после начала похода, чтобы выявить и устранить недостатки, связанные с подготовкой снаряжения, одежды и обуви. Остальные малые привалы продолжи­тельностью 5—6 мин. можно делать после одного часа передвижения. Большой привал устраивают, как правило, когда пройдено % пути, желательно в населенном пункте. Продолжительность привала 1,5—2 часа (в ненаселенном пункте — 1—1,5 часа). При сильном морозе привалы сокращаются; в этих случаях надо разводить костры. Подходить к месту ночевки следует при дневном свете, чтобы до темноты можно было организовать бивак.

Подведение итогов похода. После окончания похода надо его проанализировать, сделать выводы и провести методический разбор. При умело проведенном методическом разборе похода участники обогатятся организационно-практическими знаниями и сам преподаватель более успешно будет накапливать опыт в проведении учебных походов.

Методический разбор может быть проведен по следующему плану:

  • оценка подготовительной работы, насколько удался разработанный план похода, что было необходимо исправить в связи со сложившимися условиями, какова деятельность актива, помогающего в организаци­онной работе;
  • оценка марша, характеристика маршрута, дисциплина участников, режим марша, решение учебных задач, чему научились в походе и как эти знания и навыки можно применить в прикладных условиях, отметить отдельных участников (указать положительные и отрица­тельные случаи);
  • оценка организации бивака, характеристика места и видов устройства ночлега, указать положительные и отрицательные стороны организации и оборудования биваков;
  • выводы: указать главные положительные стороны похода, основные недостатки;
  • предложения: выделить ряд вопросов и задач, которые необходимо решить при проведении следующего похода.

Методический разбор должен иметь педагогическую направлен­ность и не быть дискуссионным.

Другие статьи раздела:
  1. Формирование техники в лыжном спорте
  2. Первый этап обучения
  3. Второй этап обучения
  4. Третий этап обучения
  5. Организация занятий. Выбор и подготовка мест занятий.
  6. Учет метеорологических условий.
  7. Профилактика травм и отморожений.
  8. Руководство учебной группой.
  9. Виды проведения занятий.
  10. Построение урока.
Облако тегов:
Зачем нужен этот сайт?

В самую первую очередь этот сайт предназначен для практикующих тренеров, которым негде найти материал для проведения спортивных занятий.