Учебно-тренировочные сборы могут быть различного назначения. Для проведения любого сбора необходимо провести подготовительную работу, которая состоит из организационно-методического и хозяйственного разделов.
Организационно-методическая работа состоит из разработки следующих документов: положения о сборе, внутреннего распорядка и распорядка дня на сборе, учебной программы, расписания занятий, плана культурно-массовой и политико-воспитательной работы. Назначаются начальник сбора, старший тренер, тренеры сбора, врач и массажист.
Хозяйственная работа состоит из подготовки инвентаря коллективного пользования, выбора места сбора, подготовки мест занятий (для чего необходимо отправить заранее не менее 2 тренеров для выбора, измерения и оборудования тренировочных трасс), обеспечения приема и отправки на место сбора участников и тренеров. Заключаются договоры на пользование (в случае необходимости) гребной, водной, велосипедной станциями, спортивными залами и игровыми площадками.
Участники сбора обязаны иметь свой инвентарь личного пользования, спортивную одежду и необходимые документы (паспорт, справку о прохождении медицинского осмотра, направление на сбор от местной организации) и по приезде заполнить анкету установленного образца.
Начальник сбора обязан заниматься не только организационно-хозяйственными вопросами, но и контролировать соблюдение всеми участниками сбора внутреннего распорядка, распорядка дня, выполнение расписаний занятий и проведение политико-воспитательной работы на сборе.
Старший тренер контролирует проведение тренировочных занятий и выполнение всех методических положений, выработанных на тренерском совете, собирает не реже двух раз в неделю тренерский совет для обсуждения методических вопросов.
Тренеры непосредственно проводят занятия со своей группой спортсменов и также проводят политико-воспитательную работу.
Общее собрание всего личного состава сбора рекомендуется проводить в начале (установочное) и в конце сбора (итоговое).
В условиях сбора занятия проводятся два, а иногда и три раза в день: утром, днем и вечером.
Вторую часть занятий надо проводить только на подготовленных трассах. Минимальное количество их должно быть четыре. Три такого же характера, как и в подготовительном периоде, и четвертая трасса должна представлять собой максимально приближенную копию трассы предстоящих соревнований.
Третья часть занятий в обоих периодах тренировки обязательна и решает задачи завершения занятий посредством отвлекающих упражнений и медленного передвижения на базу, чтобы успокоить возбужденный организм.
Вечерние занятия не должны иметь такой строгой направленности, как дневные или даже утренние занятия, и представляют собой активный отдых. Занятия следует проводить три раза в недельном цикле и в те дни, когда дневные занятия не давали большой нагрузки. В остальные дни недельного цикла их можно заменить прогулками, рыбной ловлей, экскурсиями.
Если спортсмен чувствует некоторую усталость и не желает участвовать в обязательных вечерних занятиях, не следует требовать от него выхода на эти занятия, лучше посоветовать ему совершить легкую прогулку.
Продолжительность вечерних занятий должна быть от одного до полутора часов. Если занятия станут очень эмоциональными и спортсмены будут увлекаться ими, не чувствуя усталости, все равно их надо вовремя прекратить. На вечерних занятиях следует решать две задачи: дальнейшее совершенствование общего физического развития и подведение к требованиям специального физического развития.
Для решения первой задачи в содержание вечерних занятий включаются следующие средства: различные трудовые процессы, плавание, гребля, велосипед и спортивные игры. Для решения второй задачи следует пользоваться упражнениями, с помощью которых можно устранить недостатки в подготовленности спортсмена. Если первая задача может решаться в составе тренировочной группы, то вторая задача решается каждым спортсменом отдельно.
В плане культурно-массовых мероприятий сбора обязательно надо предусмотреть экскурсии в краеведческие и исгорические музеи, осмотр архитектурных, исторических, природных и других памятников, которые могут быть в районе, где проводится сбор.
Роль тренера в проведении вечерних занятий сводится к организации самих занятий и дальнейшей консультации по ходу занятий.
Воспитательная работа на сборе должна проводиться на всех занятиях, на протяжении всего сбора. Помимо тем, предусмотренных по программе, необходимо обсуждать вопросы дисциплины, аккуратности, вежливости, товарищеской солидарности, патриотизма, чувства ответственности и долга. Всякое проявление недисциплинированности, аморальных поступков необходимо разбирать на собраниях, и на этих примерах воспитывать участников сбора. Большую помощь в воспитательной работе оказывает выпуск стенных газет, фотобюллетеней, отображающих жизнь сбора. Проведение культурно-массовой работы нужно вести с помощью актива, используя инициативу самих участников сбора. Вполне возможно на сборе проводить обсуждение отдельных статей и художественных произведений, просмотр телевизионных передач и кинофильмов, проведение вечеров самодеятельности и всевозможных игр.
Зачетные соревнования на сборе нужно организовать так, чтобы они были показательными, хорошо оформленными, с своевременной информацией о ходе и результатах соревнований. Соревнования нужно проводить как классификационные.
Подведение итогов проводится начальником сбора и старшим тренером на заключительном сборе участников. Материал для отчета поступает от тренеров и врача. В письменном отчете начальник сбора освещает разделы учебной и воспитательной работы, выполнение программы хозяйственной работы, медицинского обслуживания и дает предложения о дальнейшем проведении такого рода сборов.
В самую первую очередь этот сайт предназначен для практикующих тренеров, которым негде найти материал для проведения спортивных занятий.