На всех этапах психологической подготовки большое место занимают вопросы диагностики и регуляции психического состояния спортсменов. Практическое значение диагностики психического состояния спортсменов заключается в том, что она помогает определить различные формы проявления состояния психической готовности к соревнованию и, если это необходимо, рекомендовать ряд методов и приемов для регуляции неблагоприятных форм. Для определения психического состояния применяются тремометрия, пульсометрия, ассоциативный эксперимент, определение времени реакции, теппинг-тест в различных модификациях, кожно-гальванический рефлекс и др. Средства диагностики должны быть объективны, просты и не занимать много времени. Кроме того, они должны всегда подкрепляться наблюдениями тренера за спортсменом.
По целому ряду причин, связанных с волнением перед соревнованием, неблагоприятными условиями быта, чрезмерной нагрузкой и т.п., в психическом состоянии спортсменов могут возникнуть нарушения. Для нормализации психического состояния применяются различные психологические методы и приемы, которые подразделяются на оперативные и профилактические. Оперативные методы применяются непосредственно перед выступлением или при ярко выраженных неблагоприятных реакциях за несколько дней до соревнования. Профилактические методы преследуют цель сохранения нервно-психической свежести к моменту соревнований и могут применяться на всех этапах подготовки. Различными приемами рациональной психотерапии, поступающей от тренера или другого лица, являются убеждение, разъяснение, порицание, беседа на отвлеченную тему и др. Используются также приемы саморегуляции. Все эти приемы можно разделить на несколько групп.
Первая направлена на устранение внешних признаков эмоциональной напряженности. Это достигается выработкой у спортсменов сознательного контроля за своим эмоциональным состоянием и внешними признаками его проявления с помощью произвольной задержки выразительных действий, свойственных эмоциональным переживали ям, специальных физических упражнений и их сочетания с дыхательными упражнениями.
Вторая — направлена на отвлечение сознания спортсмена от навязчивых мыслей. Это достигается путем концентрации внимания не на исходе соревнования, а на тех технических и тактических приемах, которые спортсмен намерен в нем применить.
Третья — охватывает приемы, с помощью которых спортсмен сам воздействует на себя: самоубеждение, самоприказ, самоуспокоение, самообозрение и различные самовнушения.
Особый интерес для регуляции психического состояния представляет аутогенная тренировка. Ее цель состоит в том, чтобы научить занимающихся произвольной регуляции мышечного тонуса, тонуса сосудов, сердечной деятельности и т.д. и таким образом повысить способность к саморегуляции своего психического состояния. Аутогенная тренировка состоит из двух ступеней: низшей, включающей упражнения, способствующие саморасслаблению организма (вызывающей ощущения «тяжести», «тепла» и т. п.), и высшей, основанной на идеологических и неофрейдистских представлениях. В спортивной практике обычно используют низшую ступень аутогенной тренировки с различными модификациями.
Примерная схема аутогенной тренировки следующая:
Обучать лыжников приемам аутогенной тренировки следует в подготовительном периоде тренировки. Этап обучения продолжается 20—30 дней при трехразовых занятиях в день, одно из которых групповое.
Совершенствование аутогенной тренировки проводится в соревновательном периоде тренировки. Спортсмены используют основные приемы, исходя из конкретных условий их деятельности. Чтобы, способность саморегуляции сохранилась, необходимо применять приемы тренировки 1—2 раза в день. Применять аутогенную тренировку следует при моделировании психического состояния спортсмена перед тренировкой с целью выработки определенной установки и задач на предстоящую деятельность, для снятия напряженности и усталости после тренировки, для ликвидации вялости, апатии или, наоборот, чрезмерного возбуждения перед соревнованием, а также при различных отклонениях (нарушение сна, головные боли и т. п.).
Психологическую подготовку следует вести с учетом индивидуальных особенностей личности спортсмена. Для этого на каждого спортсмена составляется психологическая характеристика, отражающая индивидуальное своеобразие личности.
Психологическую подготовку следует планировать с расчетом на годичный цикл тренировочной и соревновательной деятельности. План имеет два раздела: первый — общая психологическая подготовка к соревнованию; второй — психологическая подготовка к конкретному соревнованию.
В самую первую очередь этот сайт предназначен для практикующих тренеров, которым негде найти материал для проведения спортивных занятий.