На всех этапах обучения необходимо руководствоваться следующими дидактическими принципами:
Принцип сознательности, который заключается в сознательном отношении занимающихся к своим действиям в процессе обучения, тренировки и соревнований. Если обучающийся знает, что ему надо делать или какую ошибку он совершает, то сможет самостоятельно и быстро ее исправить и обучение будет проходить успешно.
Принцип активности, который заключается в том, что занимающиеся активно участвуют. в процессе обучения, а не механически воспринимают и слепо копируют показанные преподавателем способы передвижения на лыжах. Однако следует учесть, что при этом в процессе обучения не должна снижаться ведущая роль преподавателя.
Принцип доступности, который заключается в том, чтобы разучиваемые способы передвижения соответствовали силам занимающихся. Непосильные задания могут быть не выполнены, но и слишком легкие снижают у обучающихся интерес к занятиям. Поэтому надо распределять учебный материал на занятиях так, чтобы обучаемые шли от одного движения к другому, постепенно преодолевая все большие трудности.
Принцип наглядности, который предусматривает необходимость совершенного показа изучаемого упражнения. Показ создает общее представление о движениях, в которых новичку вначале трудно разобраться. Поэтому необходимо показ сопровождать словесными пояснениями. Учебные наглядные пособия — плакаты, фотографии, слайды, кинограммы и т. п. — являются отличным дополнительным средством осуществления наглядности в обучении.
Принцип прочности, который обеспечивает прочное сохранение основной координации движений при различных скоростях и состоянии снега. Эта прочность достигается соблюдением следующих правил: обучать способу передвижения при различном (пригодном для данного способа передвижения) состоянии снега и на различных скоростях; не разучивать одновременно много способов передвижения в одном уроке и не приступать к изучению нового навыка, пока для его развития не создана достаточная основа; закреплять правильно в выполняемые движения путем повторения и доводить до автоматизма, избегать перерывов в обучении и особенно в совершенствовании навыков.
Принцип систематичности, который предусматривает соблюдение в процессе обучения трех; правил: переход от легкого к трудному, от простого к сложному и от известного к неизвестному. Сначала следует изучить приемы, способствующие развитию ряда качеств, необходимых для освоения приемов, изучаемых впоследствии.
Для более полноценного и быстрого овладения техникой способов передвижения на лыжах занятия проводятся комплексно. В методической последовательности на каждом уроке постепенно усваиваются способы передвижения из различных групп (ходы, спуски, подъемы, торможения и повороты). Программный материал распределяется так, чтобы обучающиеся имели время прочно закрепить приобретенные навыки и научиться применять их на пересеченной местности в соответствии с ее особенностями.
Принципы обучения — основа правильного формирования навыка; они распространяются не только на методику обучения, но и на методику тренировки. Все дидактические принципы взаимно связаны, поэтому в педагогической практике их нельзя осуществлять изолированно.
В процессе трех этапов обучения у занимающихся необходимо развить следующие качества: подвижность суставов и крепость связок голеностопных, коленных, тазобедренных, межпозвоночных, пояса верхних конечностей и плечевых; силу и выносливость мышц ног, туловища, плечевого пояса, рук и общую выносливость.
При совершенной координации и правильной структуре движений все мышцы, не участвующие в данном движении и не несущие вспомогательных функций, расслаблены. При несовершенной координации или неправильной форме движений новичок из-за возбуждения напрягает нерабочие мышцы, сковывает суставы. Следовательно, в процессе всех трех этапов обучения преподаватель должен применять упражнения на расслабление. Имитационные упражнения также способствуют умению расслаблять нерабочие мышцы и дают положительный перенос этого навыка на спортивную технику.
Все три этапа обучения следует пройти с новичками в один зимний сезон.
В самую первую очередь этот сайт предназначен для практикующих тренеров, которым негде найти материал для проведения спортивных занятий.