Разделы сайта:
Новости лыжного спорта:

Принципы обучения

На всех этапах обучения необхо­димо руководствоваться следую­щими дидактическими принципами:

Принцип сознательности, кото­рый заключается в сознательном отношении занимающихся к своим действиям в процессе обучения, тренировки и соревнований. Если обуча­ющийся знает, что ему надо делать или какую ошибку он совершает, то сможет самостоятельно и быстро ее исправить и обучение будет про­ходить успешно.

Принцип активности, который заключается в том, что занимаю­щиеся активно участвуют. в процессе обучения, а не механически воспринимают и слепо копируют показанные преподавателем способы передвижения на лыжах. Однако следует учесть, что при этом в процес­се обучения не должна снижаться ведущая роль преподавателя.

Принцип доступности, который заключается в том, чтобы разучиваемые способы передвижения соответствовали силам занимаю­щихся. Непосильные задания могут быть не выполнены, но и слишком легкие снижают у обучающихся интерес к занятиям. Поэтому надо распределять учебный материал на занятиях так, чтобы обучаемые шли от одного движения к другому, постепенно преодолевая все большие трудности.

Принцип наглядности, который предусматривает необходимость совершенного показа изучаемого упражнения. Показ создает общее представление о движениях, в которых новичку вначале трудно разобраться. Поэтому необходимо показ сопровождать словесными пояснениями. Учебные наглядные пособия — плакаты, фотографии, слайды, кинограммы и т. п. — являются отличным дополнительным средством осуществления наглядности в обучении.

Принцип прочности, который обеспечивает прочное сохранение основной координации движений при различных скоростях и состоянии снега. Эта прочность достигается соблюдением следующих правил: обучать способу передвижения при различном (пригодном для данного способа передвижения) состоянии снега и на различных скоростях; не разучивать одновременно много способов передвижения в одном уроке и не приступать к изучению нового навыка, пока для его развития не создана достаточная основа; закреплять правильно в выполняемые движения путем повторения и доводить до автоматизма, избегать перерывов в обучении и особенно в совершенствовании навыков.

Принцип систематичности, который предусматривает соблюдение в процессе обучения трех; правил: переход от легкого к трудному, от простого к сложному и от известного к неизвестному. Сначала следует изучить приемы, способствующие развитию ряда качеств, необходимых для освоения приемов, изучаемых впоследствии.

Для более полноценного и быстрого овладения техникой способов передвижения на лыжах занятия проводятся комплексно. В методи­ческой последовательности на каждом уроке постепенно усваиваются способы передвижения из различных групп (ходы, спуски, подъемы, торможения и повороты). Программный материал распределяется так, чтобы обучающиеся имели время прочно закрепить приобретенные навыки и научиться применять их на пересеченной местности в соответствии с ее особенностями.

Принципы обучения — основа правильного формирования навыка; они распространяются не только на методику обучения, но и на методику тренировки. Все дидактические принципы взаимно связаны, поэтому в педагогической практике их нельзя осуществлять изолиро­ванно.

В процессе трех этапов обучения у занимающихся необходимо раз­вить следующие качества: подвижность суставов и крепость связок голеностопных, коленных, тазобедренных, межпозвоночных, пояса верхних конечностей и плечевых; силу и выносливость мышц ног, туловища, плечевого пояса, рук и общую выносливость.

При совершенной координации и правильной структуре движений все мышцы, не участвующие в данном движении и не несущие вспомогательных функций, расслаблены. При несовершенной коорди­нации или неправильной форме движений новичок из-за возбуждения напрягает нерабочие мышцы, сковывает суставы. Следовательно, в процессе всех трех этапов обучения преподаватель должен применять упражнения на расслабление. Имитационные упражнения также способствуют умению расслаблять нерабочие мышцы и дают положи­тельный перенос этого навыка на спортивную технику.

Все три этапа обучения следует пройти с новичками в один зимний сезон.

Другие статьи раздела:
  1. Обучение поворотам
  2. Одновременный бесшажный ход
  3. Попеременный двухшажный ход
  4. Одновременный одношажный ход
  5. Одновременный двухшажный ход
  6. Попеременный четырехшажный ход
  7. Переход с одного на другой лыжеый ход
  8. Обучение подъемам
  9. Обучение спускам
  10. Торможение плугом
Облако тегов:
Зачем нужен этот сайт?

В самую первую очередь этот сайт предназначен для практикующих тренеров, которым негде найти материал для проведения спортивных занятий.