В лыжном спорте методика обучения и тренировки наиболее совершенно разработана в лыжных гонках, и поэтому она взята как основа и для других видов лыжного спорта.
Основные методические указания изложены в соответствующих главах настоящего учебника. В настоящем разделе приводятся специфические методические указания по совершенствованию техники, развитию физических качеств, психологической и тактической подготовке лыжника-гонщика, а также даются примерные планы тренировки для гонщиков различной квалификации.
Совершенствование техники в процессе тренировки может быть достигнуто только через совершенствование умения управлять своими движениями в различных условиях. Задача преподавателя сводится к тому, чтобы в процессе тренировки научить лыжника самоуправлению движениями.
Совершенствование управления движениями необходимо не только в направлении совершенствования техники, но и для комплексного решения задач функциональной подготовки с технической и психологической. Это, в свою очередь, позволяет поднять качество специальной тренировки на новый, более высокий уровень.
Одним из основных психических качеств является воля. В спортивной деятельности ее значение заключается в том, что она позволяет спортсмену управлять собой при преодолении препятствий различной степени трудности.
Проявление воли связано с сознательно поставленной целью, т. е. с тем, что должен и хочет сделать человек, и с мотивами — с теми внутренними побуждениями, из которых исходит человек в своих действиях и поступках. В лыжном спорте центральное место в структуре волевых качеств занимают целеустремленность, инициативность, настойчивость и упорство. Выдержка и самообладание, смелость и решительность выступают как качества, поддерживающие их.
На всех этапах психологической подготовки большое место занимают вопросы диагностики и регуляции психического состояния спортсменов. Практическое значение диагностики психического состояния спортсменов заключается в том, что она помогает определить различные формы проявления состояния психической готовности к соревнованию и, если это необходимо, рекомендовать ряд методов и приемов для регуляции неблагоприятных форм. Для определения психического состояния применяются тремометрия, пульсометрия, ассоциативный эксперимент, определение времени реакции, теппинг-тест в различных модификациях, кожно-гальванический рефлекс и др. Средства диагностики должны быть объективны, просты и не занимать много времени. Кроме того, они должны всегда подкрепляться наблюдениями тренера за спортсменом.
Перед соревнованиями следует разобрать по схеме дистанции тактическое применение способов передвижения с учетом скольжения, наметить график прохождения, наметить места, удобные для обгона, места, наиболее трудные или опасные, учесть очередность старта основных конкурентов, наметить отклонения от графика в связи с возможными ситуациями.
В самую первую очередь этот сайт предназначен для практикующих тренеров, которым негде найти материал для проведения спортивных занятий.