В технике скоростного спуска выделяются прямолинейные спуски и повороты. Под прямолинейными спусками здесь подразумеваются любые виды перемещений лыжника в вертикальной плоскости: прямые спуски вдоль линии ската или под углом к ней (косые спуски, траверсы), по ровным гладким склонам или же на рельефе переменной крутизны с буграми и ямами. Преодоление различных участков дистанции скоростного спуска происходит на большой скорости, зачастую превышающей 100 км/час, что требует от лыжника не только смелости и мужества, но и высокого технического мастерства, рациональной тактики в выборе траектории.
В прямом спуске по ровному склону горнолыжник стремится развить максимальную скорость, для чего он использует низкую обтекаемую стойку «яйцо», обладающую лучшими аэродинамическими характеристиками. В этой стойке полуприседа туловище наклонено вперед настолько, что располагается практически параллельно лыжам, едва касаясь бедер. Ноги расставлены в стороны приблизительно на 30 см, что обеспечивает плоское ведение лыж на снегу и удобное исполнение сгибаний-разгибаний. Руки, согнутые в локтях, выдвинуты впереди голеней, а кисти, развернутые ладонями кверху, перед лицом и держат палки, которые зажаты под мышками параллельно лыжам. Голова слегка приподнята для просмотра лежащего впереди участка трассы. Малейшие изменения в стойке, такие, как поднимание головы, туловища, разгибание голеней, ведут к существенному увеличению парусности, а значит, и силы лобового сопротивления. Так, размещение локтей снаружи голеней обусловливает возрастание силы сопротивления на 5—15%.
Наилучшими аэродинамическими характеристиками обладает стойка «яйцо» с широким расставлением в стороны ног, позволяющим опускать туловище между бедер и таким образом уменьшать фронтальную площадь. Однако применение этой стойки на трассах скоростного спуска практически невозможно из-за наличия на снежной поверхности неровностей, которые легко могут стать причиной потери равновесия при движении на большой скорости. Кроме того, в результате натыкания носков лыж на неровности снежного микрорельефа сильно увеличивается сила трения. В низкой группированной стойке лыжник плохо амортизирует рельеф из-за закрепощенности тела. Даже в этом простейшем виде спуска лыжник сталкивается с проблемой поиска оптимальной стойки, т. е. такой стойки, которая, с одной стороны, оказывает минимальное лобовое сопротивление, а с другой — обеспечивает наилучшее скольжение. Для смягчения ударов носковой части лыж о неровности снежного покрова лыжник сохраняет нормальную стойку, держит расслабленными голеностопы и использует независимое ведение лыж, при котором ноги раздельно реагируют на изменяющееся давление. Большие изменения микрорельефу амортизируются главным образом за счет вертикальных колебании ног, играющих роль рессор. Для этого между коленями и туловищем всегда ли должен сохраняться некоторый промежуток. На рисунке показана техника амортизационных сгибаний-разгибаний в прямом спуске но довольно ровному склону. При наезде на более резкий бугор лыжник, чтобы смягчить встречный удар, компенсаторно опускает с боков руки.
Преодоление волнообразного рельефа на большой скорости требует более активных движений амортизации с большой амплитудой распрямления вплоть до высокой стойки. При спуске по неровному склону лыжник должен находиться в нормальной стойке, наклоны туловища вперед или назад могут привести к нарушению устойчивости. Амортизация происходит главным образом за счет упругого сгибания в коленных и тазобедренных суставах (уступающий режим работы мышц), в то время как мышцы голеностопных суставов мало напряжены. За счет сгибаний-разгибаний большой амплитуды лыжник стремится к тому, чтобы туловище все время оставалось в нормальном положении по отношению к лыжам, перемещалось вдоль склона, повторяя его профиль, по более плавной волнообразной кривой.
Наибольшую сложность в скоростном спуске представляет преодоление бугров и спадов с вынужденными полетами. Если очертание бугра плавное, а полет происходит по настильной траектории и может не нарушить равновесия при приземлении, то лыжник стремится дольше сохранять низкую обтекаемую стойку как в скольжении, так и в полете, бугор обрабатывается с помощью выталкивания лыж и глубокого подседа, а приземление смягчается упругим сгибанием ног, которые перед этим несколько распрямляются. На больших буграх, где неизбежны высокие и продолжительные полеты, техника преодоления сложнее. Чтобы сократить фазу полета, а приземление сделать более безопасным, применяется опережающий подскок (оптракен), суть которого состоит в упреждении выброса лыжника с линии отрыва на бугре (откуда возможен длинный и зачастую опасный полет) с помощью преднамеренного подскока. Техническая сложность выполнения приема состоит в точности выбора места отталкивания, зависящем от профиля бугра и скорости спуска, в правильной дозировке силы отталкивания и выбора стойки.
На рисунке показан другой вариант техники исполнения опережающего подскока, наиболее часто применяемого ведущими мастерами.
Упреждая возрастающую реакцию опоры при наезде на бугор, лыжник опускает вперед-вниз туловище за счет расслабления мышц и одновременно выталкивает вперед ноги, продолжая складываться до глубокого приседа. Если рельеф бугра довольно плавный, то такое опережающее движение складывания усилием мышц брюшного пресса может почти целиком компенсировать увеличение давления со стороны бугра и отрыв лыжника будет незначительным. На буграх более резкого профиля, где полет неизбежен, упреждающее сгибание выполняется упруго, компенсируя возрастающее давление на лыжи главным образом напряжением мышц спины и разгибателей тазобедренных суставов. При этом голеностопные суставы должны сохранять свободную подвижность. Необходимое для правильного приземления вращение тела в воздухе возникает за счет момента сил, образующегося при расслабленном опускании вперед туловища, когда лыжник воспринимает удар-давление при наезде на вершину бугра. В полете, как обычно, лыжник стремится сохранять обтекаемое положение и лишь перед приземлением для смягчения удара в той или иной мере распрямляется.
Траверсирование склонов в косых спусках требует от лыжника высокой техники ведения лыж, тонкого чувства скольжения. Необходимо умение правильно распределять вес тела на лыжи, независимо вести и кантовать их в соответствии с общей крутизной склона и направлением траверса, а также в зависимости от состояния снега и микрорельефа трассы. Малейшие ошибки в кантовании приводят к боковому сносу лыж и значительным потерям скорости. Особенно неблагоприятны с этой точки зрения участки с вынужденными полетами, заканчивающиеся приземлением под снос, т. е. в положении косого спуска или входа в вираж.
Повороты в скоростном спуске, как правило, выполняются без подготовки, едва заметным движением ног в результате наклона — сваливания внутрь дуги тела. Лишь в крутых виражах сваливанию иногда предшествует небольшой вращательный бросок верхней части тела. Основную роль в создании дугообразной траектории скольжения играет дозированная, т. е. меняющаяся в соответствии с условиями спуска, загрузка внешней лыжи.
При движении в низкой стойке более распространен способ ведения дуги с опорой на внешнюю ногу и наклоном колена внутрь. Поставленная на ребро лыжа благодаря своей форме и загрузке прогнута и создает условия для резаного ведения дуги. Внутренняя, менее загруженная, лыжа, так же как и при траверсировании, идет плоско по снегу. Верхняя часть тела здесь не играет активной роли, поэтому возможны два варианта стойки в повороте: «яйцо» и высокая стойка (рисунок ниже). На выпуклом склоне такой способ ведения дуги с наклоном колена внешней ноги внутрь не всегда эффективен из-за случающихся сбоев скольжения и юза. Не приносят обычно пользы в скоростном спуске, ввиду того что не обеспечивают лучшего скольжения, повороты в стойке «яйцо», узкое ведение лыж и равномерная загрузка обеих лыж.
Повороты в высокой стойке применяются чаще, так как они позволяют лыжнику в сложных ситуациях хорошо контролировать движение, сохраняя мягкость ведения лыж и лучшее скольжение на разбитом снегу. В основе техники лежит резаное ведение на внешней лыже. На большой скорости рационально загружать не задник (как в слаломе-гиганте) и не носок лыжи, а сосредоточить опору в средней ее части. В результате опорная, внешняя, лыжа имеет возможность «рыскания» (небольших боковых смещений) в носковой и задней частях, что очень важно для оптимального скольжения. Закантовка лыжи достигается принятием углового положения, обеспечивающего размещение верхней части тела строго над опорной ногой в направлении загрузки и позволяющего свободные сгибания-разгибания ноги для амортизации неровностей снежного покрова. Движение тела в поперечном плане сильно ограничены, для балансирования руки широко разведены в стороны. Точность ведения дуги поворота определяется строгой дозировкой углового положения и равномерной загрузкой средней части опорной, внешней, лыжи.
В самую первую очередь этот сайт предназначен для практикующих тренеров, которым негде найти материал для проведения спортивных занятий.