Разделы сайта:
Новости лыжного спорта:
Главная » Техника слалома-гиганта » Техника скоростного спуска

Техника скоростного спуска

В технике скоростного спуска выде­ляются прямолинейные спуски и поворо­ты. Под прямолинейными спусками здесь подразумеваются любые виды перемещений лыжника в вертикальной плоскости: прямые спуски вдоль линии ската или под углом к ней (косые спуски, траверсы), по ровным гладким склонам или же на рельефе переменной крутизны с буграми и ямами. Преодоление различ­ных участков дистанции скоростного спуска происходит на большой скорости, зачастую превышающей 100 км/час, что требует от лыжника не только смелости и мужества, но и высокого технического мастерства, рациональной тактики в выборе траектории.

В прямом спуске по ровному склону горнолыжник стремится развить максимальную скорость, для чего он использует низкую обтекаемую стойку «яйцо», обладающую лучшими аэродинамическими характеристиками. В этой стойке полуприседа туловище наклонено вперед настолько, что располагается практически параллельно лыжам, едва касаясь бедер. Ноги расставлены в стороны приблизительно на 30 см, что обеспечивает плоское ведение лыж на снегу и удобное исполнение сгибаний-разгибаний. Руки, согнутые в локтях, выдвинуты впереди голеней, а кисти, развернутые ладонями кверху, перед лицом и держат палки, которые зажаты под мышками параллельно лыжам. Голова слегка приподнята для просмотра лежащего впереди участка трассы. Малейшие изменения в стойке, такие, как поднимание головы, туловища, разгибание голеней, ведут к существенному увеличению парусности, а значит, и силы лобового сопротивления. Так, размещение локтей снаружи голеней обусловливает возрастание силы сопротивления на 5—15%.

Наилучшими аэродинамическими характеристиками обладает стойка «яйцо» с широким расставлением в стороны ног, позволяющим опускать туловище между бедер и таким образом уменьшать фронтальную площадь. Однако применение этой стойки на трассах скоростного спуска практически невозможно из-за наличия на снежной поверхности неровностей, которые легко могут стать причиной потери равновесия при движении на большой скорости. Кроме того, в результате натыкания носков лыж на неровности снежного микрорелье­фа сильно увеличивается сила трения. В низкой группированной стойке лыжник плохо амортизирует рельеф из-за закрепощенности тела. Даже в этом простейшем виде спуска лыжник сталкивается с проблемой поиска оптимальной стойки, т. е. такой стойки, которая, с одной стороны, оказывает минимальное лобовое сопротивление, а с другой — обеспечивает наилучшее скольжение. Для смягчения ударов носковой части лыж о неровности снежного покрова лыжник сохраняет нормальную стойку, держит расслабленными голеностопы и использует независимое ведение лыж, при котором ноги раздельно реагируют на изменяющееся давление. Большие изменения микрорельефу амортизируются главным образом за счет вертикальных колебании ног, играющих роль рессор. Для этого между коленями и туловищем всегда ли должен сохраняться некоторый промежуток. На рисунке показана техника амортизационных сгибаний-разгибаний в прямом спуске но довольно ровному склону. При наезде на более резкий бугор лыжник, чтобы смягчить встречный удар, компенсаторно опускает с боков руки.

Преодоление волнообразного рельефа на большой скорости требует более активных движений амортизации с большой амплитудой распрямления вплоть до высокой стойки. При спуске по неровному склону лыжник должен находиться в нормальной стойке, наклоны туловища вперед или назад могут привести к нарушению устойчивости. Амортизация происходит главным образом за счет упругого сгибания в коленных и тазобедренных суставах (уступающий режим работы мышц), в то время как мышцы голеностопных суставов мало напряжены. За счет сгибаний-разгибаний большой амплитуды лыжник стремится к тому, чтобы туловище все время оставалось в нормальном положении по отношению к лыжам, перемещалось вдоль склона, повторяя его профиль, по более плавной волнообразной кривой.

Наибольшую сложность в скоростном спуске представляет преодоление бугров и спадов с вынужденными полетами. Если очертание бугра плавное, а полет происходит по настильной траектории и может не нарушить равновесия при приземлении, то лыжник стремится дольше сохранять низкую обтекаемую стойку как в скольже­нии, так и в полете, бугор обрабатывается с помощью выталкивания лыж и глубокого подседа, а приземление смягчается упругим сгибанием ног, которые перед этим несколько распрямляются. На больших буграх, где неизбежны высокие и продолжительные полеты, техника преодоления сложнее. Чтобы сократить фазу полета, а приземление сделать более безопасным, применяется опережающий подскок (оптракен), суть которого состоит в упреждении выброса лыжника с линии отрыва на бугре (откуда возможен длинный и зачастую опасный полет) с помощью преднамеренного подскока. Техническая сложность вы­полнения приема состоит в точности выбора места отталкивания, зависящем от профиля бугра и скорости спуска, в правильной дозировке силы отталкивания и выбора стойки.

На рисунке показан другой вариант техники исполнения опережающего подскока, наиболее часто применяемого ведущими мастерами.

Упреждая возрастающую реакцию опоры при наезде на бугор, лыжник опускает вперед-вниз туловище за счет расслабления мышц и одновременно выталкивает вперед ноги, продолжая склады­ваться до глубокого приседа. Если рельеф бугра довольно плавный, то такое опережающее движение складывания усилием мышц брюшного пресса может почти целиком компенсировать увеличение давления со стороны бугра и отрыв лыжника будет незначительным. На буграх более резкого профиля, где полет неизбежен, упреждающее сгибание выполняется упруго, компенсируя возрастающее давление на лыжи главным образом напряжением мышц спины и разгибателей тазо­бедренных суставов. При этом голеностопные суставы должны сохранять свободную подвижность. Необходимое для правильного приземления вращение тела в воздухе возникает за счет момента сил, образующегося при расслабленном опускании вперед туловища, когда лыжник воспринимает удар-давление при наезде на вершину бугра. В полете, как обычно, лыжник стремится сохранять обтекаемое положение и лишь перед приземлением для смягчения удара в той или иной мере распрямляется.

Траверсирование склонов в косых спусках требует от лыжника высокой техники ведения лыж, тонкого чувства скольжения. Необхо­димо умение правильно распределять вес тела на лыжи, независимо вести и кантовать их в соответствии с общей крутизной склона и направлением траверса, а также в зависимости от состояния снега и микрорельефа трассы. Малейшие ошибки в кантовании приводят к боковому сносу лыж и значительным потерям скорости. Особенно неблагоприятны с этой точки зрения участки с вынужденными полетами, заканчивающиеся приземлением под снос, т. е. в положении косого спуска или входа в вираж.

Повороты в скоростном спуске, как правило, выполняются без подготовки, едва заметным движением ног в результате наклона — сваливания внутрь дуги тела. Лишь в крутых виражах сваливанию иногда предшествует небольшой вращательный бросок верхней части тела. Основную роль в создании дугообразной траектории скольжения играет дозированная, т. е. меняющаяся в соответствии с условиями спуска, загрузка внешней лыжи.

При движении в низкой стойке более распространен способ ве­дения дуги с опорой на внешнюю ногу и наклоном колена внутрь. Пос­тавленная на ребро лыжа благодаря своей форме и загрузке прогнута и создает условия для резаного ведения дуги. Внутренняя, менее загруженная, лыжа, так же как и при траверсировании, идет плоско по снегу. Верхняя часть тела здесь не играет активной роли, поэтому возможны два варианта стойки в повороте: «яйцо» и высокая стойка (рисунок ниже). На выпуклом склоне такой способ ведения дуги с наклоном колена внешней ноги внутрь не всегда эффективен из-за случающихся сбоев скольжения и юза. Не приносят обычно пользы в скоростном спу­ске, ввиду того что не обеспечивают лучшего скольжения, повороты в стойке «яйцо», узкое ведение лыж и равномерная загрузка обеих лыж.

Повороты в высокой стойке применяются чаще, так как они позволяют лыжнику в сложных ситуациях хорошо контролировать движение, сохраняя мягкость ведения лыж и лучшее скольжение на разбитом снегу. В основе техники лежит резаное ведение на внешней лыже. На большой скорости рационально загружать не задник (как в слаломе-гиганте) и не носок лыжи, а сосредоточить опору в средней ее части. В результате опорная, внешняя, лыжа имеет возможность «рыскания» (небольших боковых смещений) в носковой и задней частях, что очень важно для оптимального скольжения. Закантовка лыжи достигается принятием углового положения, обеспечивающего размещение верхней части тела строго над опорной ногой в направлении загрузки и позволяющего свободные сгибания-разгибания ноги для амортизации неровностей снежного покрова. Движение тела в попе­речном плане сильно ограничены, для балансирования руки широко разведены в стороны. Точность ведения дуги поворота определяется строгой дозировкой углового положения и равномерной загрузкой средней части опорной, внешней, лыжи.

Другие статьи раздела:
  1. Техника слалома-гиганта
  2. Шаг-поворот
  3. Основной поворот
  4. Бросковый поворот
  5. Техника старта и разгона
  6. Техника скоростного спуска
Облако тегов:
Зачем нужен этот сайт?

В самую первую очередь этот сайт предназначен для практикующих тренеров, которым негде найти материал для проведения спортивных занятий.