Шаг-поворот с боковым жимом (шагом на верхнюю ногу) в качестве вращающего импульса часто используется ведущими спортсменами (60—80% прохождения всех поворотов). Если прежде этот прием использовали главным образом при потере темпа и выполняли его в форме конькового поворота с опорой на палки, то в настоящее время его применяют и на большой скорости. Правда, при этом исчезает отталкивающий эффект палок (с этой целью уколы почти не применяются).
Подготовка поворота: при завершении дуги поворота закантовать лыжи в положении с несколько разведенными в стороны носками, отталкиваясь на разъезжающихся лыжах нижней ногой, перенести вес тела на верхнюю, скользящую на ребре, лыжу, лишь, незначительно сместив наружу туловище; нанося укол палкой (при небольшой скорости), использовать кратковременную опору на нее для того, чтобы вытолкнуть вперед лыжи (авальман).
Вход в поворот: приставляя толчковую ногу рядом с внешней, перекантовать лыжи за счет возникшего наклона тела внутрь и вслед за авальманом выполнить осаживание — переход в заднюю стойку.
Ведение поворота: начать резаное ведение по дуге поворота, преимущественно загрузив задник внешней лыжи; во второй половине дуги после пересечения линии ската мягко закантовать лыжи со слегка разведенными носками и перейти в чисто резаное скольжение на кантах разъезжающихся в стороны лыж.
В основе шаг-поворота лежит элемент жимового, пружинящего отталкивания нижней ногой, направленного вбок — в сторону верхней ноги. По расположению лыж в момент отталкивания различают такие три вида бокового жима: коньковый жим, когда носки лыж разведены шире пяток; параллельный (собственно боковой) жим с почти параллельным положением лыж; упоровый жим, когда пятки лыж разведены шире носков.
На рисунке представлено схематическое разложение силы отталкивания Fжим при разгибании нижней ноги в коньковом жиме, дающем дополнительное ускорение движению. Сила отталкивания направлена внутрь поворота под углом р (перпендикулярно к скользящей поверхности толчковой лыжи). Угол разведения лыж при переносе загрузки на внутреннюю лыжу равен У . Таким образом, проекция силы Fжим на направление движения ц. м. системы «лыжник—лыжи», совпадающая с осью загружаемой внутренней лыжи, определяет ту составляющую силу отталкивания, которая и создает ускоряющий эффект конькового жима — силу Fк:
Fк=Fжим*cos(p)*sin(y)
Отсюда следует, что ускорение достигает больших значений в крутых поворотах, которым характерен больший наклон тела (меньше угол Р ) и больший угол разведения лыж при отталкивании .
Наибольший эффект отталкивания в жиме происходит при более низкой посадке (возможность большего разгибания), более точном совпадении отталкивания с направлением движения ц. м. системы (когда сильнее поперек развернута толчковая лыжа) и более мощном разгибании ноги, усиливающемся в конечной фазе. Скорость разгибания толчковой ноги слаломиста может достигать 3 м/сек. Значит, в повороте лыжник может получить дополнительную скорость за счет отталкивания ногой.
Однако эффективное применение конькового жима не всегда возможно по следующим причинам: в частых поворотах слалома действия лыжника существенно ограничены во времени и пространстве, на большой скорости сложнее сохранять устойчивость и правильное скольжение, в недостаточно крутых поворотах полезный эффект ускорения жима почти исчезает, необходимый для конькового жима наклон тела вперед затруднен ввиду того, что лыжники предпочитают идти в задней стойке, обеспечивающей лучшие условия скольжения.
Боковой жим спортсмены применяют в чистом виде значительно чаще. В этом случае исчезает собственно ускоряющий эффект жима, поскольку угол Y близок к нулю. Но действенность приема, как и конькового жима, проявляется в другом — существенно сокращается фаза соскальзывания в повороте, траектория ведения лыж более отлогая и во второй половине дуги переходит в резаное скольжение. Главный смысл конькового и шаг-поворотов состоит как бы в замене тормозящего скругленного соскальзывания обычных поворотов на эффективное резаное ведение.
На рисунке показаны места уколов, а также приведены проекции силы отталкивания на плоскость склона: Fрад — радиальная составляющая и Fк — составляющая в направлении спуска (сила конькового жима). В случае упорового жима Fуп направлена противоположно спуску — это тормозящий эффект упора. Кроме того, при этом возникает значительный разворачивающий момент, обеспечивающий быстрый наклон тела внутрь поворота и быстрое начало его. Этот прием часто используется также в слаломе для контролируемого входа в поворот на крутом склоне.
Наиболее характерным элементом трех названных приемов бокового жима является сам жим толчковой ноги — мягкое и вместе с тем мощное разгибание.
В значительной степени вариантность техники исполнения поворотов, использующих в качестве импульса боковой жим, определяется той ролью, которую играет при этом туловище. В коньковом повороте в подготовительной и начальной фазах туловище подается вперед для извлечения наибольшего ускоряющего эффекта в результате жима ногой и опоры на палки. В шаг-повороте, наоборот, используется задняя стойка (осаживание) для выполнения резаного скольжения на заднике внешней к повороту лыжи. В коньковом повороте отталкивание нижней ногой происходит с активным перемещением туловища на верхнюю лыжу, то есть перед отталкиванием преимущественно загружена нижняя нога. В шаг-повороте, особенно в законченных дугах большого кругового угла, лыжник часто использует преимущественно опору на внутреннюю лыжу, которая выполняет резаное скольжение. В отличие от конькового поворота в последнем случае туловище еще в начале дуги больше наклоняется внутрь. Заканчивается поворот слалома-гиганта нередко в глубоком приседе на верхней ноге, в то время как нижняя нога из положения полушпагата приставляется к верхней. Такое положение вследствие продолжительного резаного скольжения в шаг-повороте — свидетельство высокого спортивного мастерства.
Таким образом, разновидности конькового и шаг-поворотов связаны с изменением стоики в продольном и поперечном планах. В крутых поворотах слалома, где более всего эффективен коньковый жим, для ускорения предпочтительны устремление туловища и динамичный перенос веса тела с нижней лыжи в момент отталкивания. В законченных поворотах большого радиуса в слаломе и особенно в поворотах слалома-гиганта эффективность резаного ведения достигается применением задней стойки (преимущественная загрузка в начале дуги задника внешней лыжи) с постепенным переносом опоры (во второй половине дуги) на внутреннюю лыжу. Скольжение на внутренней лыже в фазе ведения очень характерно для современной техники слалома-гиганта. Этот прием не только создает лучшие условия скольжения, но и позволяет лыжнику контролировать траекторию спуска, дает возможность делать высокие заходы в поворот, что очень важно на сложных участках трасс.
В самую первую очередь этот сайт предназначен для практикующих тренеров, которым негде найти материал для проведения спортивных занятий.