Разделы сайта:
Новости лыжного спорта:
Главная » Спуски на лыжах » Основная стойка.

Основная стойка.

Ноги лыжника согнуты в коленных суставах до 130—120°, голени и туловище наклонены вперед под почти одинаковы­ми углами. Руки полусогнуты в локтевых суставах, кисти примерно на уровне колен и впереди их, крепко держат палки. Лыжи расположены на ширине лыжни. Проекция ЦМ тела лыжника на лыжню находится в пределах площади ботинок. При необходимости одна лыжа слегка выдвинута вперед.

Основная стойка обеспечивает на длинном ровном спуске достаточную скорость, хорошую устойчивость и сохранение работоспособности мышц. При иных условиях лыжник несколько изменяет основную стойку.

Если необходимо увеличить скорость, лыжник больше сгибает ноги, руки вытягивает вперед и сильнее наклоняет туловище (рис. 20,а). При более низкой стойке уменьшается лобовое сопротивление воздуха и скорость нарастает. Однако слишком низкая стойка нецелесообразна, так как устойчивость меньше и нет необходимого отдыха для мышц ног, чтобы после спуска продолжать энергичную борьбу на трассе.

Если необходимо лучше просмотреть склон, перейти к одновре­менному ходу или слегка снизить скорость на спуске и т.д., гонщик не­сколько разгибает ноги и выпрямляет туловище. Переход в более высокую стойку надолго нецелесообразен, так как слишком велики потери скорости (рис. 20,6).
В случае спокойного, достаточно длинного склона целесообразно обеспечить отдых для мышц ног и спины. Для этого лыжник несколько выпрямляет ноги в коленях, увеличивает наклон туловища и уверенно опирается предплечьями на бедра (стойка отдыха). При этом сопротивление воздуха- несколько меньше, чем в основной стойке, отдых для мышц лучше, но хуже в целом амортизация неровностей рельефа, а следовательно, и устойчивость лыжника (рис. 21).

Когда на трассе гонки встречаются изменения рельефа, т.е. изменение угла наклона лыжни, а также перемена направления наклона (противоуклон), лыжнику для сохранения равновесия и предупреждения возможных потерь скорости необходимы динамические смены стоек.

Препятствия (изменение угла наклона) встречаются крупные (выкаты, противоуклоны и спады) и мелкие (выступы, уступы, бугры и впадины) (рис. 22). Цель прохождения препятствий — сохранение скорости и устойчивости.
Крупные изменения рельефа с уменьшением крутизны склона (например, выкат) увеличивают наклон тела лыжника вперед, силу инерции его тела, прижимающую вниз, а следовательно, и силу трения. Увеличение наклона тела и силы трения угрожает падением вперед. Если же лыжник заранее слишком отклонился назад, то сила инерции,’ прижимая к лыжне, может опрокинуть его назад.

Для преодоления выката необходимо предварительно принять более высокую стойку, чтобы, проходя кривизну выката, мягко спускаясь в более низкую стойку, амортизировать силу инерции (прижимание к снегу) и не допускать большого увеличения силы трения. На длинных выкатах (более 3—5 м) следует заранее еще подать тело назад, но наклонить туловище и вытянуть руки вперед и выставить вперед одну выпрямленную ногу. Тогда при входе в кривизну выката тело подучит необходимый угол наклона вперед, а при выходе из кривой выката его отклонит назад до среднего положения. Таким же способом проходят крупный противоуклон; только в этом случае надо толчком палками сохранить наклон вперед, когда нужно продолжать подъем по склону (рис. 23).
Спад уменьшает угол наклона тела лыжника к лыжне; уменьшаются давление на снег и сила трения. Лыжи как бы выскальзывают из-под лыжника вперед, что угрожает падением назад. Для преодоления спада

лыжник перед приближением к нему принимает более высокую стойку, при входе на кривизну спада опускается в более низкую стойку с наклоном тела вперед, а после прохождения кривизны спада выпрямляется в более высокую стойку с переносом опоры на пятки. При значительном перегибе склона стойка изменяется до положения в выпаде.

Мелкие препятствия (выступы, уступы и образованные ими бугры и впадины) встречаются в одиночку и группами. Для их успешного прохождения следует уменьшить силы инерции при наезде на препятствие и не терять управление лыжами. Для этого необходимо значительно снизить напряжение мышц ног. Тогда при увеличении давления ноги автоматически подгибаются и при ослаблении — выпрямляются, и как следствие этого спрямляется траектория тела (его общего центра масс). В этом случае внешние силы будут меньше влиять на скорость лыжника и лыжи не будут отрываться от снега после бугров, а также на впадинах; сохраняется управляемость.

Другие статьи раздела:
  1. Спуски на лыжах
  2. Основная стойка.
  3. Торможение при спусках
  4. Торможение плугом
  5. Торможение упором
Облако тегов:
Зачем нужен этот сайт?

В самую первую очередь этот сайт предназначен для практикующих тренеров, которым негде найти материал для проведения спортивных занятий.