Соревновательный период направлен на решение следующих задач: достижение определенных спортивных результатов, дальнейшее повышение уровня развития физических качеств, совершенствование технического и тактического мастерства, накапливание опыта участия в соревнованиях.
Главным средством тренировки является передвижение на лыжах различными способами и с различной интенсивностью. Для развития функциональных возможностей систем дыхания и кровообращения наиболее эффективной является работа, выполняемая с ЧСС 140-160 уд/мин. Потребление кислорода, возрастая с увеличением пульсовой интенсивности работы, достигает наибольшего прироста при повышении ЧСС от 140 до 160 уд/мин. При передвижении на лыжах с более высокой интенсивностью создаются благоприятные условия для повышения возможности организма спортсмена работать в анаэробных условиях.
Для укрепления двигательного аппарата, поддержания на достаточно высоком уровне силы, быстроты и гибкости, совершенствования координации движений используют также общеразвивающие и специально-подготовительные упражнения. Среди средств тренировки соревновательного периода особое место занимает кроссовый бег. С его помощью можно поддерживать общую и дальше развивать скоростную выносливость. В перерывах между соревнованиями кроссовый бег используют для активного отдыха занимающихся.
В соревновательном периоде большое внимание нужно обращать на совершенствование у детей ощущения темпа, быстроты движений, их амплитуды, степени и сочетания напряжения, расслабления и растягивания мышц. Умение различать малый диапазон амплитуд движений и степень напряжения мышц при чередовании фаз движения, ощущение силы и длительности отталкивания, длины и частоты шагов позволяют юным спортсменам совершенствовать технику движений.
Вместе с совершенствованием техники лыжных ходов и их сочетаний необходимо знакомить юных лыжников с тактикой применения лыжных ходов на дистанции. На занятиях следует создавать различные условия для обучения тактическому применению лыжных ходов. Одна из главных сторон тактической подготовки — распределение сил на соревновательной дистанции. Необходимо познакомить занимающихся с возможными вариантами распределения сил на дистанции. Решение любой тактической задачи приведет к успеху лишь в том случае, если юный спортсмен не раз опробовал эти приемы на занятиях.
На каждом учебно-тренировочном занятии надо учить юных спортсменов пользоваться лыжными мазями. Каждый лыжник должен иметь комплект лыжной мази. Условия занятий и смазку лыж необходимо систематически регистрировать в дневнике тренировок.
Перед главными соревнованиями необходимо заранее запланировать снижение тренировочной нагрузки за 4—5 дней до первого старта примерно на 50%. В соревновательном периоде применяют равномерный, переменный, интервальный и контрольный методы тренировки. Организм детей и подростков довольно быстро приспосабливается к одному и тому же методу тренировки, и со временем метод может утратить свою эффективность. В связи с этим необходимо соблюдать вариативность в нагрузке, разнообразить методы тренировки, выделяя на отдельных этапах те методы, которые лучше решают конкретные задачи данного учебно-тренировочного, занятия.
Среди всего многообразия средств тренировки, которые применяют спортсмены-лыжники, достойное место должно занять спортивное ориентирование. Спортивным ориентированием необходимо заниматься во все времена года. Это средство тренировки развивает у детей и подростков способность эффективно использовать многочисленные технические приемы, быстро решать сложные тактические задачи, умело преодолевать естественные препятствия. Кроме того, с помощью ориентирования можно сирого дозировать физическую нагрузку. Знания и навыки ориентирования на местности юные спортсмены должны приобретать на учебно-тренировочных занятиях. По ориентированию следует проводить отдельные тренировки.
В самую первую очередь этот сайт предназначен для практикующих тренеров, которым негде найти материал для проведения спортивных занятий.