Подготовительный период делится на три этапа: весенне-летний — с 15 апреля по 1 августа (15 недель); летне-осенний — с 1 августа по 1 ноября (13 недель); осенне-зимний — с 1 ноября по 1 января (9 недель).
В первом этапе основная задача заключается в развитии и совершенствовании общей выносливости, повышении возможностей дыхательной системы организма спортсмена и достижении более высокого уровня развития общей физической подготовки.
Основные средства ОПФ: туристские походы, ходьба в чередовании с бегом, кроссовый бег, общеразвивающие гимнастические упражнения с отягощениями и без, подвижные и спортивные игры, плавание, езда на велосипеде, гребля. С целью развития общей физической подготовки необходимо широко применять общеразвивающие упражнения.
В качестве средств специальной подготовки используют бег по пересеченной местности, имитационные упражнения на месте и в движении, передвижение на лыжероллерах и роликовых коньках. Соотношение средств ОФП и СФП — 60-80 и 20-40% в зависимости от возраста занимающихся.
Задачи первого этапа решаются главным образом с помощью равномерного и переменного методов. Равномерный метод выполнения упражнений позволяет постепенно втягивать юных спортсменов в, тренировочный режим работы. При использовании переменного и особенно равномерного методов создаются благоприятные условия для развития и совершенствования дыхательного аппарата. Дыхание становится ритмичным, глубоким и редким. В свою очередь, правильное дыхание улучшает функцию кровообращения, тонизирует деятельность центральной нервной системы детей и подростков.
Во втором этапе подготовительного периода тренировки направлены преимущественно на развитие специальной выносливости. С этой целью широко применяются специальные средства тренировки: имитация, многоскоки, передвижение на лыжероллерах, роликовых коньках и лыжах по заменителям снега. Переход от первого этапа ко второму происходит не сразу. Соотношение средств общей и специальной подготовки, а также соотношение тренировочных нагрузок различной интенсивности меняется постепенно.
Во втором этапе наряду с равномерным широко применяются переменный и интервальный методы и реже повторный метод. При дозировании нагрузки необходимо учитывать быструю врабатываемость юных спортсменов в работу сильной и максимальной интенсивности, но при этом требуется продолжительный период восстановления после работы.
В третьем этапе решаются следующие задачи: обучение и совершенствование техники лыжных ходов и переходов с одного хода на другой, поддержание на достигнутом уровне специальной выносливости.
До выпадения снега в занятиях с детьми и подростками используют такие средства тренировки, как бег, имитация, передвижение на роликовых коньках и лыжероллерах. Научные исследования показали, что при стандартной скорости выполнения этих средств тренировки наибольшая нагрузка на организм достигается при имитации. Разница же между бегом, передвижением на роликовых коньках и лыжероллерах незначительна. По отношению к передвижению на лыжах по снегу самая высокая взаимосвязь обнаружена с передвижением на роликовых коньках.
С выпадением снега основным средством тренировки является передвижение на лыжах. По мере увеличения объема занятий в передвижении на лыжах объем нагрузки с использованием других средств тренировки сокращается и становится как бы дополнением или разминкой к занятиям на снегу. Основная направленность тренировок в передвижений на лыжах — обучение и совершенствование техники лыжных ходов и приспосабливание к новым условиям работы.
Для решения задач третьего этапа используют главным образом равномерный, переменный и интервальный методы тренировки.
В самую первую очередь этот сайт предназначен для практикующих тренеров, которым негде найти материал для проведения спортивных занятий.