Разделы сайта:
Новости лыжного спорта:
Главная » Зимние трассы » Скоростная характеристика трасс.

Скоростная характеристика трасс.

Зависит от суммы перепадов высот, количества подъемов и спусков, их длины и крутизны, наличия поворотов и неровностей на спусках и главным образом от коэффициента «гармоничности» данной трассы.

Результаты гонщиков, как правило, на равнине ниже, чем на трассах с пересеченным рельефом. Это объясняется тем, что на подъемах при увеличении их крутизны скорость лыжников падает в меньшем размере, чем она растет на спусках. специальные исследования показали, что при увеличении крутизны на 1° скорость на спуске растет почти вдвое больше, чем падает на подъемах. так, на подъеме крутизной 10° скорость падает до 3 м/сек, а на спуске такой же крутизны растет до 14 м/сек (при скорости на равнине 5 м/сек).

На абсолютные результаты гонщиков влияет гармоничность трасс и средняя крутизна всех подъемов и спусков на трассе.
трассы гонок подразделяются по их скоростным качествам на зоны:

  • наивысших скоростей хода (скорость 115% и более относительно равнинных участков, коэффициент гармоничности 1,5—2, средняя крутизна подъемов — 4—7°);
  • высоких скоростей (показатели 110—115%, 0,7—2,0 и 2—9° соответственно);
  • средних скоростей (105—110%, 7,7°);
  • низких скоростей (100—105%). К этой зоне относятся равнинные участки трасс и участки с более крутыми подъемами и спусками (до 12°), чем в предыдущих зонах, но с широким диапазоном коэффициента гармоничности трасс. Достигнуть на таких трассах высоких результатов очень трудно;

  • заниженных скоростей. Здесь лыжникам трудно достигнуть скоростей хода, даже близких к скорости на равнине. Эта зона изобилует очень крутыми подъемами и спусками (более 12°) при различной их длине и коэффициенте гармоничности. Зона заниженных скоростей используется в случае отсутствия в данной местности подходящего рельефа.

Ход лыжника зависит от коэффициента эффективности — чем он больше, тем экономичнее ход. На подъемах коэффициент эффективности падает, а на спусках растет. На трассах с высоким средним показателем коэффициента эффективности лыжники способны добиваться лучших результатов при одних и тех же физических затратах.

Величина коэффициента эффективности зависит от скорости хода-лыжника, а также, хотя и в меньшей степени, от ЧСС. ЧСС у гонщиков растет в процессе гонки при прохождении подъемов на 7—8% и падает на спусках до 6—7% относительно ЧСС на равнине. Это означает, что ЧСС в процессе гонки по пересеченным трассам изменяется на 24—28 уд/мин, что свидетельствует о переменном характере работы лыжника.

На абсолютные результаты гонщиков на всех зонах трасс значительное влияние оказывают условия скольжения и качество подготовки лыжни. Установлено, что изменение коэффициента скольжения на 0,003, а коэффициента сцепления на 0,01 вызывает изменения скорости лыжника на 0,9—1,3%, что является внушительной величиной, если эти данные перевести в минуты и секунды. На скорость хода лыжников и трудность прохождения трасс влияют также особенности сочетания подъемов и спусков, их месторасположение на трассе, характер микрорельефа, наличие мелких неровностей и поворотов на лыжне, выходов со спусков и т.д.

Учитывая все параметры трасс, их можно условно подразделить по степени сложности на 5 групп: очень простые, простые, средней сложности, сложные и очень сложные.

Деление трасс по степени сложности позволяет осуществлять их выбор сообразно квалификации спортсменов.

Другие статьи раздела:
  1. Зимние трассы
  2. Трассы для гонок
  3. Элементы трассы.
  4. Рельеф трассы.
  5. Скоростная характеристика трасс.
  6. Горнолыжные трассы
  7. Выбор склонов для сооружения трасс
  8. Трасса слалома
  9. Категории трудности трасс
  10. Оборудование и установка трасс
Облако тегов:
Зачем нужен этот сайт?

В самую первую очередь этот сайт предназначен для практикующих тренеров, которым негде найти материал для проведения спортивных занятий.