Зависит от суммы перепадов высот, количества подъемов и спусков, их длины и крутизны, наличия поворотов и неровностей на спусках и главным образом от коэффициента «гармоничности» данной трассы.
Результаты гонщиков, как правило, на равнине ниже, чем на трассах с пересеченным рельефом. Это объясняется тем, что на подъемах при увеличении их крутизны скорость лыжников падает в меньшем размере, чем она растет на спусках. специальные исследования показали, что при увеличении крутизны на 1° скорость на спуске растет почти вдвое больше, чем падает на подъемах. так, на подъеме крутизной 10° скорость падает до 3 м/сек, а на спуске такой же крутизны растет до 14 м/сек (при скорости на равнине 5 м/сек).
На абсолютные результаты гонщиков влияет гармоничность трасс и средняя крутизна всех подъемов и спусков на трассе.
трассы гонок подразделяются по их скоростным качествам на зоны:
Ход лыжника зависит от коэффициента эффективности — чем он больше, тем экономичнее ход. На подъемах коэффициент эффективности падает, а на спусках растет. На трассах с высоким средним показателем коэффициента эффективности лыжники способны добиваться лучших результатов при одних и тех же физических затратах.
Величина коэффициента эффективности зависит от скорости хода-лыжника, а также, хотя и в меньшей степени, от ЧСС. ЧСС у гонщиков растет в процессе гонки при прохождении подъемов на 7—8% и падает на спусках до 6—7% относительно ЧСС на равнине. Это означает, что ЧСС в процессе гонки по пересеченным трассам изменяется на 24—28 уд/мин, что свидетельствует о переменном характере работы лыжника.
На абсолютные результаты гонщиков на всех зонах трасс значительное влияние оказывают условия скольжения и качество подготовки лыжни. Установлено, что изменение коэффициента скольжения на 0,003, а коэффициента сцепления на 0,01 вызывает изменения скорости лыжника на 0,9—1,3%, что является внушительной величиной, если эти данные перевести в минуты и секунды. На скорость хода лыжников и трудность прохождения трасс влияют также особенности сочетания подъемов и спусков, их месторасположение на трассе, характер микрорельефа, наличие мелких неровностей и поворотов на лыжне, выходов со спусков и т.д.
Учитывая все параметры трасс, их можно условно подразделить по степени сложности на 5 групп: очень простые, простые, средней сложности, сложные и очень сложные.
Деление трасс по степени сложности позволяет осуществлять их выбор сообразно квалификации спортсменов.
В самую первую очередь этот сайт предназначен для практикующих тренеров, которым негде найти материал для проведения спортивных занятий.