Профессиональная и воспитательная деятельность — это единый педагогический процесс; роль преподавателя в этом процессе очень велика.
Сообщая новые сведения, вырабатывая новые навыки, развивая физические и морально-волевые качества, преподаватель не только укрепляет здоровье обучающихся, но и обогащает их новыми знаниями, расширяет их кругозор, формирует их убеждения и взгляды, воспитывает своих учеников, прививает им дисциплину и организованность, вырабатывает у них социалистическое отношение к труду и чувство патриотической гордости. Упражняясь и физически развиваясь, спортсмен вместе с тем растет и духовно. Он воспитывает в себе смелость, решительность, находчивость, развивает выносливость, силу, приобретает навыки как спортивного, так и боевого, и трудового значения. Все это изменяет личность человека.
Для успешного проведения идейно-воспитательной работы первоочередным для преподавателя является организация дружного коллектива, из числа которого, несомненно, выявится актив группы. Из этого актива преподаватель выделяет старосту, комсомольцы избирают комсорга и на общем собрании избирается профорг. В дальнейшей своей работе преподаватель всегда может в случае необходимости опереться на этот «треугольник», актив и весь коллектив в целом.
Преподаватель проводит воспитательную работу не только на занятиях лыжным спортом. Он обязан вникать в производственную работу или учебу своих учеников, не должен быть безразличным к тому, как ведут себя ученики в быту. Усилия преподавателя как воспитателя должны быть направлены в первую очередь на решение следующих задач: способствовать формированию у лыжников диалектического, материалистического мировоззрения, воспитывать коммунистическую принципиальность, дружбу и коллективизм, честность, чувство долга, сознательную дисциплину, волю и настойчивость в достижении цели, активность и инициативу, смелость и решительность в действиях, скромность и вежливость. Для решения этих задач необходимо вести учебно-тренировочные занятия на высоком идейно-политическом и научном уровне; повышать интерес спортсменов к художественной литературе и рекомендовать им соответствующие книга, проводить коллективное посещение музеев, театров, кино и советовать изучать те науки, с которыми связан лыжный спорт (биомеханику, анатомию, физиологию, гигиену, метеорологию и др.), разъяснять важность и значение проводимых в нашей стране политических и общественных мероприятий, государственное значение физической культуры и спорта, политическое и культурное значение спортивных международных встреч, разъяснять необходимость активного участия в общественной жизни спортивного коллектива и в организации, где лыжник занят на основной работе или учебе.
На различных примерах показать спортсменам преимущество социалистического общества перед капиталистическим, образцы самоотверженного труда наших спортсменов в выполнении государственного пятилетнего плана, борьбу советских спортсменов за высокие спортивные достижения на международных соревнованиях, геройство и отвагу, проявленные спортсменами в годы Великой Отечественной войны, превосходство нашей школы лыжного спорта над буржуазной.
Вся эта работа должна протекать, переплетаясь с основной учебно-тренировочной работой и при непосредственном влиянии коллектива.
Чем выше дисциплина в коллективе, тем успешнее протекает его работа. Для внедрения дисциплины большое значение имеет четкое проведение занятий: построение, выравнивание, расчет, перекличка, быстрое и точное выполнение команд и распоряжений, рапорт, приветствие, выправка и т. и.
Нужно установить товарищеские отношения с занимающимися, но не допуская их излишнего упрощения. Преподаватель всегда должен быть старшим и уважаемым товарищем, руководителем коллектива и в случае необходимости твердо проводить свои решения в жизнь учебной группы.
Средства и форма проведения идейно-воспитательной работы разнообразны. Многие вопросы решаются на занятиях, собраниях, во время проведения праздников, культурных мероприятий. Очень важной формой является индивидуальная беседа преподавателя со спортсменом.
Чтобы вести воспитательную работу, преподавателю самому надо быть образцом. Обладая глубокими и всесторонними знаниями в своем виде спорта, преподаватель обязан быть культурным человеком. Он не должен забывать, что на спортсменов громадное влияние оказывает его личный пример: одежда, инвентарь, снаряжение, уход за ним, манера выполнения упражнений, искусство обучать, поведение на работе и вне работы. Ученики часто стремятся подражать своему преподавателю.
Эффективность учебно-тренировочного процесса находится в тесной зависимости от качества воспитательной работы.
Особое место занимает воспитательная работа в период проведения учебно-тренировочных сборов. В этих условиях преподаватели-тренеры и спортсмены находятся в одинаковых бытовых условиях круглосуточно, вследствие чего создаются все условия для проведения активной воспитательной работы. Главным средством воспитательного воздействия служит строгое выполнение внутреннего распорядка и распорядка дня на сборе.
В самую первую очередь этот сайт предназначен для практикующих тренеров, которым негде найти материал для проведения спортивных занятий.