Разделы сайта:
Новости лыжного спорта:
Главная » Воспитательная деятельность тренера » Профессиональная деятельность

Профессиональная деятельность

Преподаватель лыжного спорта должен быть вооружен теорией и уметь применять ее в своей педагогической работе, владеть теорией и методикой своего вида спорта. В противном случае он не сможет правильно организовать учебный процесс, будет слепо копировать чужую методику обучения; весь учебно-трениро­вочный процесс превратится в натаскивание спортсменов на прохожде­ние отдельных дистанций.

Для успешного проведения учебно-тренировочного процесса преподавателю необходимо иметь разработанную учебную документацию, без нее все занятия будут носить случайный характер. Преподаватель должен отлично знать местность, на которой прово­дятся занятия, и разнообразить как средства и методы, так и обста­новку, в которой ему приходится заниматься. Необходимо уметь всегда правильно находить свое место на занятиях, хорошо владеть спортивной техникой не только лыжного, но и других видов спорта, применяемых в качестве вспомогательных средств.

Методика обучения дает лишь общие правила и указания. В действительности обучение протекает в различных конкретных условиях, охватывает учащихся, отличающихся друг от друга по возрасту, полу, подготовленности, воспитанию, характеру, дисципли­нированности, сознательности и т. п. Поэтому методику обучения надо использовать гибко, сознательно и активно. Методика не должна рассматриваться как догма, она должна лишь вооружать преподавателя всем необходимым для полноценного творческого проведения учебно-тренировочной работы. Применение общих принципов и методов обучения должно носить индивидуализированный характер. Основыва­ясь на общих положениях, преподаватель должен применять для каждой группы конкретную методику обучения, определять задачи отдельных периодов обучения, подбирать упражнения, определять методы обучения и т.д. Но как бы подробно и тщательно ни было раз­работано все это в методике обучения, само по себе оно не гарантирует успеха. Обучение есть активный творческий процесс передачи знаний, в котором преподаватель играет ведущую творческую роль. Преподава­тель должен уметь распознавать индивидуальные особенности своих учеников и правильно подбирать методы обучения и тренировки.

Преподаватель должен уметь определять спортивную форму и общее состояние спортсмена не только по данным врачебного контроля, но и руководствуясь наружными признаками: состоянием мышц, цветом лица, самочувствием и настроением. Совершенствуя технику своих учеников, преподаватель должен уметь видеть выполняе­мые движения и замечать ошибки, особенно главные, мешающие правильному освоению спортивной техники. Найти ошибку и объяснить, почему и как она мешает, — значит обеспечить успех совершенствования техники. Наиболее характерные ошибки надо кратко разобрать со всей группой, не допуская при этом насмешек и ед­ких шуток в адрес ошибшихся. Нежелательные переживания, вовремя подмеченные опытным преподавателем, при правильном реагировании на них могут быть полностью ликвидированы. В нужный момент следует поднять бодрость учеников, «разжечь спортивную злость», а если надо — снизить излишний пыл.

Преподаватель не должен суетиться, горячиться, злиться и нервни­чать, какие бы ни создались неполадки, так как это только ухудшает по­ложение и отрицательно влияет на настроение лыжников. Большое значение имеет своевременное подбадривание учеников. Если лыжник, усердно изучая упражнение, не овладел еще правильной формой его выполнения и просит преподавателя оценить, как он выполняет движение, не следует смущать его, резко указывая на его ошибки. Нао­борот, надо указать, что упражнение выполняется в основном удовлетворительно, но надо еще доработать такие-то положения или движения, указать правильный путь изучения этого упражнения. Резкая отрицательная оценка нередко убивает у лыжника инициативу и желание активно изучать спортивную технику. Вместе с тем не следует излишне хвалить и поощрять занимающихся по всякому поводу и без цели; надо знать, где, кого, как и в каком случае следует похвалить.

Преподаватель должен постоянно приучать своих учеников к аккуратности, следить за их осанкой и выправкой, чтобы они всегда имели подтянутый вид. Большое значение имеет культура языка преподавателя. Веселое, жизнерадостное настроение преподавателя всегда оживляет занятие и делает его более интересным.

Планирование учебного процесса, проведение занятий, консульта­ции и различные указания не должны ограничиваться рамками подготовительного или соревновательного периодов. Педагогическое руководство должно быть круглогодичным.

В процессе проведения занятий нужно учитывать целесообразность применяемых средств, форм и методов работы, а также оценивать достигнутые результаты (успеваемость), ибо это поднимает качество преподавания, заставляет учащихся добиваться новых успехов. Может случиться, что менее успевающая группа лыжников была проверена в хороших условиях и получила лучшие оценки, чем более подгото­вленные лыжники, сдававшие зачеты при неблагоприятных условиях. Поэтому преподаватель должен вести повседневный учет успеваемости своих учеников. Повседневный учет преподаватель может проводить разными методами. В одном случае, не объявляя ученикам о произво­димой оценке успеваемости, он выбирает благоприятные условия для передвижения определенным способом, наблюдает, как ученики его выполняют, и делает для себя соответствующие записи. В другом случае преподаватель заранее объявляет ученикам, что на таком-то уроке, при передвижении таким-то способом он будет оценивать правильность хода и ставить оценку за технику передвижения. Положительным моментом второго метода является то, что ученики могут заранее подготовиться к зачету во внеучебное время. В обоих случаях обычный учебно-тренировочный урок не должен нарушаться.

Особенно тщательно преподаватель должен анализировать ре­зультаты соревнований. Помимо объективных результатов и своих наблюдений необходимо, чтобы после каждого соревнования участник давал преподавателю устный отчет о своей тактике и субъективных ощущениях. Результаты соревнований, являясь итогом определенного этапа тренировки, служат хорошим показателем правильности или ошибочности применяемых методов тренировки. После соревнований выявляются недостатки в подготовке спортсмена. Умение правильно разбираться в индивидуальных особенностях спортсмена и во внешних условиях, влияющих на процесс обучения, а также способность учитывать эти данные в своей работе или приспособляться к ним достигаются опытом. Такой опыт быстрее всего накапливается при регулярном и систематическом ведении учебных документов и при их анализе.

Другие статьи раздела:
  1. Воспитательная деятельность тренера
  2. Профессиональная деятельность
  3. Проведение воспитательной работы
  4. Повышение профессиональной квалификации и теоретического уровня
Облако тегов:
Зачем нужен этот сайт?

В самую первую очередь этот сайт предназначен для практикующих тренеров, которым негде найти материал для проведения спортивных занятий.