Техника лыжника состоит из многих способов передвижения, нередко существенно отличающихся друг от друга (например, лыжный ход и поворот в слаломе). Однако построение техники во многом сходно. Под построением техники понимается способ объединения множества частных движений в целостные действия (как построена техника) и как техника формируется и изменяется при ее применении в соревнованиях (как построить технику).
Общие задачи техники лыжника. Техника каждого отдельного вида лыжного спорта представляет собою совокупность способов передвижения на лыжах. Задачи каждого из способов зависят от специфических особенностей вида лыжного спорта.
В лыжных гонках такими задачами, например, следует считать: обеспечение оптимальных скоростей передвижения на равнинных участках дистанции, подъемах и спусках, позволяющих показать лучший возможный результат. Эти задачи остаются в силе для гонок в биатлоне и двоеборье. Однако в биатлоне добавляется еще задача обеспечения состояния организма, которое позволяет вести точную прицельную стрельбу по мишеням. Достижение оптимальной скорости необходимо и в горнолыжных видах, так как превышение оптимума в конкретных условиях может привести к снижению общего результата или даже срыву попытки (опасности непрохождения ворот, падения и др.).
Точность движений необходима на трассах гонки и в других видах лыжного спорта. Она имеет особенно большое значение в горнолыжных видах, где требуется прохождение различных участков трассы на большой скорости. В прыжках на лыжах с трамплина точность в расчете времени и расстояния необходима для своевременного отталкивания от стола отрыва трамплина и для правильного приземления. Кроме этого решающее значение имеет задача оптимального положения тела лыжника на горнолыжной трассе и в полете (поза и ориентация тела относительно траектории центра масс) и его изменения.
Таким образом, во всех видах лыжного спорта необходимо решение задачи оптимальной скорости (по величине и направлению) и требуемой . точности. Движения с необходимой скоростью и точностью обеспечиваются работой мышц. Следовательно, предъявляются высокие требования к управлению работой мышц.
Системы движений в лыжном спорте. Для выполнения двигательной задачи лыжник использует множество частных движений, объединенных в единое целое — в систему движений. Система движений _ это не просто набор, сумма независимых движений, а сложно построенное образование. В системе все ее части (элементу) так или иначе взаимодействуют друг с другом, взаимно связаны. Они, главным образом, именно своей связью содействуют достижению цели. Но неизбежно, в большей или меньшей степени, проявляются и взаимные помехи (рассогласованность работы мышц, сбивающие внутренние реактивные силы).
В системе движений ее элементы целенаправлены (направлены на достижение цели) и целесообразны (способствуют решению двигательной-задачи); это их объединяет. Такое положение достигается тонкой детализацией движений, выполнением каждым движением его частной задачи.
Чтобы изучить взаимодействие элементов, нужно провести системный анализ, т.е. разделить систему движений на элементы (составные части), найти ее состав, установить задачу каждого элемента и способы ее выполнения. Далее необходимо провести и системный синтез, т. е. выяснить структуру системы движений как способ их объединения, способ их взаимодействия. Структурные системообразующие связи — это многочисленные и сложные взаимные влияния элементов друг на друга и на всю систему в целом. Такой системно-структурный подход позволяет изучить особенности каждого способа передвижения на лыжах, установить требования к правильной технике и показатели технического контроля и самоконтроля, разработать последовательность технической подготовки. Все это поможет поставить овладение техникой и ее совершенствование на научную основу.
В результате системного анализа выделяют составные части системы движений, так называемые Подсистемы. Можно их выделять двумя способами. Первый — элементарные действия (пространственные элементы): например, отталкивание лыжей, мах ногой. Второй — фазы и периоды движений (временные элементы): например, фаза свободного скольжения (в ходах), период полета (в прыжках с трамплина). Каждая такая подсистема связана с другими, взаимодействует с ними, образует структуру действия.
Следовательно, подсистемы — это взаимодействующие элементы всей системы, всего действия в целом.
Управление и оптимизация в технике лыжника. Всякое управление означает достижение поставленной цели. Для этого необходимо поставить саму цель, обеспечить средства управления, ведущие к цели, контролировать, как идет управление, как достигается цель. В технической подготовке целью системы движений (способа передвижения) является модель (образец) требуемой техники. В этой модели должно быть определено, чего следует добиваться и как это сделать. Для каждой подсистемы (действия или фазы), исходя из общей цели, имеется собственная подцель. Достичь этой подцели в принципе можно разными способами. Но среди всех способов есть наиболее целесообразный, т.е. оптимальный. В спорте, как и во всякой деятельности, всегда важно обеспечить оптимальное управление, ‘которое наилучшим способом приводит к цели. Поэтому, установив подцели, определяют задачи, которые оптимизируют действие, делают его эффективным. На основе же задач, оптимизирующих технику, разрабатывают уже конкретнее требования к движениям. Итак, подцель, оптимизирующие задачи и требования к движениям — вот что включает модель техники.
Такая модель носит характер стандарта. Иначе говоря, устанавливаются основные требования и пределы допустимых отклонений. Отклонения неизбежны, так как двигательные действия чрезвычайно сложны, а условия их исполнения (внешние и, внутренние) изменчивы. Существуют отклонения, которые совершенно необходимы. Это изменения, связанные с приспособлением техники к переменным внешним условиям (трасса и скорость ее прохождения, рельеф, погода и т. п.) и внутренним (утомление, случайная ошибка и др.), а также отклонения, связанные с индивидуализацией техники и изменениями ее в процессе роста технического мастерства.
Итак, правильное, рациональное построение техники — это построение систем движений на основе разработанной модели с применением соответствующих средств и методов обучения И тренировки при контроле над ходом овладения техникой и ее совершенствованием.
В самую первую очередь этот сайт предназначен для практикующих тренеров, которым негде найти материал для проведения спортивных занятий.