Разделы сайта:
Новости лыжного спорта:
Главная » Основы техники лыжного спорта » Использование сил в передвижении лыжника

Использование сил в передвижении лыжника

Во всех видах лыжного спорта спортсмены пользуются скользящи­ми лыжами. Поэтому, несмотря на существенные различия в технике лыжных гонок, горнолыжных видов и прыжков на лыжах с трамплина, существуют общие основы техники лыжного спорта. При передвиже­нии на лыжах возникают одни и те же группы сил, влияющих на изме­нения движений, общие правила эффективного использования сил и снижения их вредного влияния. Наконец, существуют и общие особенности построения техники передвижения на лыжах, управления ею.

Вследствие механического взаимодействия тела лыжника с его окружением (снег, воздух, лыжи и др.) возникают внешние силы: инерции внешних тел и их веса, реакции опоры, трения, сопротивления воздуха. Между частями тела лыжника возникают также внутренние силы: тяги мышц, внутреннего трения, инерции частей тела и др.

Задача лыжника при технической подготовке и на соревновани­ях — наилучшим способом использовать полезное действие сил и нейтрализовать их вредное влияние. Это ничем не отличается от подготовки перед сексом, для этого надо учитывать проис­хождение сил, знать конкретные способы их использования.

Использование сил инерции. Силы инерции тел (ботинки, лыжи, палки) и частей тела лыжника возникают при их ускорении, т. е. тогда, когда их скорости увеличиваются, уменьшаются, изменяют направле­ние. Они бывают: положительные — с увеличением скорости; отрицательные — с ее уменьшением и центробежные — с изменением направления скорости. Ускорения часто встречаются в реальных дви­жениях; их нет только при прямолинейном и равномерном движении, а также в Состоянии покоя. Следовательно, силы инерции при движении лыжника действуют практически всегда. Это внешние силы инерции (внешних тел), возникающие, когда изменяется скорость этих тел, и внутренние — при относительном изменении скорости частей тела.

Величина силы равна произведению массы тела,, имеющего ускорение, и самого ускорения. Сила инерции направлена противопо­ложно ускорению. Она приложена к тому телу, которое, вызывает ускорение (так называемая «реальная» сила инерции).

Рассмотрим основные случаи полезного использования сил инерции:

  1. Силы инерции отталкивания при отталкивании от опоры.
    При отталкивании от снега в ходах и прыжках с трамплина силы инерции увеличивают давление на снег, что улучшает, когда
    это необходимо, сцепление лыжи со снегом. Действие мышц, которые ускоряют части тела, равно инерционному противодействию.
  2. Силы инерции маха при маховых движениях. Маховые движения (рукой, туловищем, ногой), направленные от опоры во время отталкивания при разгоне конечностей и туловища, вызывают силы инерции, направленные к опоре. Действие такое же, как при движениях собственно отталкивания. Маховые движения способствуют большему напряжению мышц ноги и руки, выполняющих отталкивание, а также лучшему сцеплению лыжи со снегом.
  3. Силы инерции облегчения на гррныхлыжах. Во время движения тела лыжника вниз с увеличением скорости (с ускорением, направлен­ным вниз), а также в случае его движения вверх с замедлением (ускорение также направлено вниз) силы инерции его тела направлены вверх. Поэтому они уменьшают действие веса тела на лыжи, а это уменьшает трение лыж по снегу. В это время легче изменить направление скольжения лыж.
  4. Силы инерции торможения при замедлении скольжения. Замед­ление скольжения (бугор, выкат, трение в свободном скольжении и др.) при отрицательном ускорении (оно направлено назад) вызывает силы инерции тела лыжника, направленные вперед. Так называемые «фи­ктивные» силы инерции (приложены не к 1.лыжника вперед (например, перекат над лыжей, падение).
  5. Силы инерции поворота при изменении направления скольжения. Они направлены в сторону, противоположную центростремительному ускорению. Рассматриваемые как «фиктивные», они объясняют динамическое равновесие в положении наклона, поддерживают тело в наклоне, в то время как сила тяжести направлена на его опрокидывание внутрь дуги поворота.

Использование сил тяжести. Сила тяжести тела лыжника направлена отвесно и считается приложенной к общему центру тяжести (ОЦТ). При отсутствии опоры (полет в прыжке с трамплина) она обусловливает свободное падение вниз. При опоре вызывает силу дейс­твия на опору. Когда тело имеет ускорение по вертикали (вниз или вверх), то его сила инерции прибавляется к силе тяжести тела или вы­читается из нее. Если сил инерции нет, то вес статический. Если силы инерции изменяют действие на опору, то вес динамический (вес дина­мический больше или меньше статического).

Сила тяжести тела лыжника на равнине прижимает лыжи к снегу и влияет на величину силы трения; на склонах она может быть разложена на составляющие: перпендикулярную к склону (нормальная, прижима­ющая) и на параллельную склону (касательная; при подъеме — срывающая, при спуске — скатывающая). С увеличением крутизны склона нормальная составляющая быстро уменьшается, а касательная быстро возрастает.

Поскольку невозможно изменить свои силы тяжести и статический вес, приходится считаться с их действием; ни использовать их лучше, ни уменьшить их вредное> влияние невозможно. Иное дело динамический вес, зависящий и от сил инерции. Как использовать последние, уже разобрано выше.

Использование реакций опоры. Как противодействие весу тела и силам инерции, приложенным к опоре, имеются реакции опоры, равные силе действия на опору по величине и противоположные ей по направлению. Статическая реакция опоры равна статическому весу тела и на равнине в состоянии покоя вертикальна. Динамическая реакция опоры обусловлена динамическим весом (статическим весом Р и вертикальной составляющей силы инерции Fy”); она больше или меньше статического веса и на равнине вертикальна.

Если же сила инерции приложена к опоре под углом, отличающимся от прямого (имеется ее горизонтальная составляющая Fij), то и у общей реакции опоры появляется горизонтальная составляющая Rt. Таким образом, реакция опоры противодействует воздействию на опору как статического веса, так и сил инерции. Последние, возникая при. ускорениях звеньев тела, вызываемых напряжениями мышц, свиде-. тельствуют также и о мышечных усилиях лыжника (рисунок).

Реакции опоры возникают при взаимодействии лыжника с опорой и поэтому используются именно при решении задач этого взаимо­действия. Они уравновешивают при отталкивании от опоры ту часть мы­шечных усилий, которая приложена к лыжам (и к палке). Например, на хорошо подготов­ленной лыжне ее поверхность противостоит усилиям лыжника, приложенным при оттал­кивании к лыже; поэтому лыжа не провали­вается в снег. То же происходит во время от­талкивания лыжника от стола отталкивания трамплина. Если же снег на лыжне или трам­плине не уплотнен, то усилия лыжника, при­ложенные к лыже, вдавливают лыжу в снег, что сказывается на эффективности отталкива­ния. Коль скоро лыжа погружается в снег, лыжник слабее отталкивается от него.

Использование сил трения. Сила трения лыжи по снегу возникает как противодействие снега, приложенное к лыже. При действии лыжи на снег по касательной к его поверхности сила трения направлена на ра­внине вдоль лыжи, на гладком склоне — вдоль нее и поперек ее про­дольной оси.

Сила трения статическая (сила трения сцепления),также зависит от нормального давления лыжи на снег. Однако в отлиЧие от трения скольжения сила трения сцепления зависит и от «сдвигающей» силы (Кда). Эта сила, приложенная к лыже в покое, направлена на то, чтобы сдвинуть лыжу с места. Она равна силе трения сцепления и не может быть при покое больше той, которая рассчитывается по приведенным формулам. Если нет сдвигающей силы, то в этот момент нет и силы трения сцепления. Когда сдвигающая сила больше силы трения сцепления, то лыжа срывается с лыжни, поэтому коэффициент сцепления позволяет определить только предельную силу сцепления, т. е. силу, больше которой в данных условиях быть не может.

Коэффициент сцепления определяет и предельный угол, под которым может быть приложена сила к лыжне, чтобы не произошел срыв лыжи со снега (отдача). В самом деле: Ксц = Следовательно,
это тангенс угла, образованного силой давления и силой трения. Он ра­вен углу, образованному общей реакцией опоры и ее нормальной составляющей. Этот угол называется углом трения. Любая по величине сила, приложенная в пределах этого угла, не вызовет срыва лыжи. Кстати сказать, угол трения равен предельному углу наклона склона подъема, на котором сила сцепления удерживает лыжу при данном коэффициенте сцепления.

Приведенные формулы и их объяснения не учитывают влияние пло­щади опоры, скорости скольжения, толщину слоя водяной пленки между лыжей и лыжней и др. Поэтому они дают лишь общую основу понимания сил трения.

На склоне сила нормального давления (прижимающая составляю­щая силы тяжести) с увеличением крутизны быстро уменьшается. Сила сцепления в связи с этим также уменьшается. В этих условиях касатель­ная составляющая силы тяжести (замедляющая — при подъеме, скатывающая — при спуске) быстро нарастает. Следовательно, при подъеме с увеличением крутизны склона условия скольжения быстро ухудшаются: сцепление ослабевает, скольжение замедляется. При спус­ке же с увеличением крутизны склона условия скольжения быст­ро улучшаются: торможение силы трения ослабевает, скольжение убыстряется.

Улучшение сцепления лыжи со снегом достигается применением мази с высоким коэффициентом сцепления. Тогда лыжа хорошо «держит» и на равнинной лыжне, и на подъемах. При одной и той же мази лыжник может улучшить сцепление, увеличивая нормальное давление. Для этого необходимо делать маховые движения с направле­нием вверх, с более значительным ускорением, использовать в лыжных ходах ускорение движения туловища по вертикали, прижимающее лыжу к лыжне при отталкивании.
Улучшение скольжения обеспечивается подбором мази с низким коэффициентом скольжения. Кроме того, необходимо не допускать при скольжении увеличения сил инерции, направленных вниз, прижимаю­щих лыжу к снегу. Следует, наоборот, создавать силы инерции, сни­жающие давление на лыжу (отталкивание на «взлет»). Следовательно, во время скольжения ускорение тела лыжника нужно направлять не вверх, а вниз. Это не всегда возможно. Например, при отталкивании от стола трамплина, чтобы поднять траекторию лыжника в полете повыше, надо оттолкнуться сильнее. Увеличение же силы давления на опору увеличит трение скольжения, и начальная скорость вылета, хотя и ненамного, все же снизится.

Вредное влияние сил трения всегда проявляется при скольжении лы­жи. Оно замедляет скольжение. В лыжных ходах следует применять меры по снижению силы трения скольжения и, кроме того, не скользить по инерции слишком долго. Чтобы избежать больших потерь скорости при плохом скольжении, лучше укоротить шаг, тогда длительность его сократится, темп повысится. Выигрыш от учащения шагов должен быть больше, чем проигрыш от их укорочения. Значит, надо при этом отталкиваться сильнее, чтобы скорость была выше, и компенсировать потери на длине шага. Особенно это относится к преодолению подъе­мов, где срывающая составляющая силы тяжести тела замедляет продвижение.

Использование сил сопротивления воздуха. Силы сопротивления воздуха возникают при относительном движении лыжника и воздуха. Лыжник, продвигаясь в воздушной среде, встречает лобовое сопро­тивление воздуха. Оно зависит в основном от сопротивления формы тела лыжника и сопротивления трения между его телом и воздухом. Лобовое сопротивление (Rx) зависит от площади наибольшего попереч­ного сечения тела (Sx), перпендикулярного к потоку воздуха, плотности воздуха (р), квадрата относительной скорости лыжника и воздуха (V), а также коэффициента лобового сопротивления (G): R = St.pV*Cx (См. рис. 2).

Коэффициент лобового сопротивления учитывает форму тела (его обтекаемость) и его ориентацию относительно потока воздуха — пока­затели, от которых зависит, насколько воздух уплотняется впереди тела лыжника и разрежается позади. Когда тело лыжника на большой ско­рости расположено под углом к направлению потока воздуха, возникает еще подъемная сила (Л,). Она зависит от тех же факторов, что и лобовое сопротивление. Коэффициент подъемной силы отражает влияние позы лыжника и расположения тела относительно потока воздуха (угол атаки).

Полезное использование сопротивления воздуха более всего сущес­твенно в прыжках на лыжах в фазе полета. Лыжник, изменяя позу и расположение тела в полете, уменьшает лобовое сопротивление и уве­личивает подъемную силу.

Возможно использование лобового сопротивления воздуха для некоторого притормаживания спуска в лыжных гонках при переходе в более высокую стойку для просмотра закрытого участка спуска, перед поворотом и т. д. Это же целесообразно для спортсменов невысокой квалификации на трудных для них участках спуска.

Вредное влияние сил сопротивления воздуха всегда проявляется при движении лыжника против потока воздуха. Однако, когда поверхность движущихся частей тела невелика или скорости малы (Например, рывок туловищем вверх при отталкивании ногой), сопротивление воздуха ни­чтожно. Более всего оно сказывается при больших скоростях. Здесь необходимы меры, снижающие сопротивление воздуха. Так, если лыжник на спуске сменит высокую стойку на низкую, лобовое сопротивление уменьшится почти в 3 раза. Этой же цели служит аэро­динамическая обтекаемая стойка в скоростном спуске. Если же попутный ветер имеет скорость, одинаковую со скоростью лыжника, то сопротивление воздуха исчезает. При сильном попутном ветре (скорость воздуха больше, чем лыжника) поток воздуха служит уже не тормозящей, а движущей силой.

Использование мышечных сил. Силы тяги напряженных мышц служат главной силой в движениях лыжника. Как известно, мышцы напрягаются вследствие перехода химической энергии в механическую, потенциальную энергию напряжения при волевом усилии лыжника. Кроме того, если мышца, растягиваясь в уступающей работе, тормозит движение, то кинетическая энергия тормозимого звена переходит в потенциальную энергию упруго растянутой мышцы.

Энергия напряженной мышцы обусловливает силу ее тяги. Сила тяги либо разгоняет звено, либо, встречая равное сопротивление, фиксирует его в суставе, либо при преодолевающей тяге других сил (в том числе и мышечных) уступает, тормозит его. Последний вид работы — уступающая — увеличивает напряжение мышцы; насту­пающее вслед за этим преодолевающее движение в обратном направ­лении ускоряется тягой этой только что «заряженной» мышцы.

Полезное использование мышц заключается в своевременном их включении в работу для преодолевающей, фиксирующей и уступающей работы и в своевременном их выключении. Последняя встречается во всех движениях, регулируя их направление и быстроту (вектор скорости: его направление и величину). Без уступающей регулирующей работы мышц-антагонистов невозможно управление никакими точными дви­жениями. Кроме управляющей роли, которая служит ведущей в спусках (горнолыжные виды) и в полете (прыжки с трамплина), преодолеваю­щая работа мышц является единственным источником движения на равнине и подъемах. Сокращение мышц эффективнее и экономичнее, ес­ли перед преодолевающей работой мышца была растянута в про­извольном движении и «заряжена» упругой энергией (подседание перед отталкиванием ногой). Так осуществляется управляющая и движущая роль работы мышц. Следует учитывать, что внешние силы в ряде случаев тоже играют роль движущих сил (силы тяжести на спуске, при разгоне на трамплине), и нужно умело их использовать.

Вредное влияние мышечных сил проявляется при управлении движениями (ошибки и недостатки в технике). Кроме того, несвоевременное, а также ненужное напряжение мышц-антагонистов ведет к двойной потере энергии как в самих тормозящих мышцах, так и в тех, чьей преодолевающей работе они мешают.

Нужно подчеркнуть, что поскольку все силы приложены к звеньям тела как к рычагам и маятникам, то для определения эффекта действия сил надо учитывать и плечи сил относительно оси вращения. Эффект зависит от произведения величины и ее плеча, иначе говоря, от момента силы. Последний зависит и от величины силы, и от угла ее приложения к звену. Поиск рациональных поз направлен на установление наиболее экономичных условий для работы мышечных и других сил, для наилучшего использования затраченной энергии. Важно создать лучшие условия для использования всех движущих сил и уменьшения вредных тормозящих сил любого происхождения.

Другие статьи раздела:
  1. Использование сил в передвижении лыжника
  2. Основные действия на лыжах
  3. Техника передвижения на лыжах
Облако тегов:
Зачем нужен этот сайт?

В самую первую очередь этот сайт предназначен для практикующих тренеров, которым негде найти материал для проведения спортивных занятий.