Лыжные гонки начали развиваться в России одновременно с организацией спортивных клубов, обществ и кружков.
Спортивные клубы рассматривали бег на лыжах как оздоровительные и увеселительные мероприятия. Небольшая группа энтузиастов-спортсменов, или, как их называли, «члены-соревнователи», не могла в полной мере направить работу клубов на развитие лыжных гонок в спортивном отношении.
Лыжные гонки как вид спорта длительное время не имели установившегося названия. На протяжении более тридцати лет не только в спортивной прессе, но и в официальных документах они назывались по-разному: «плоскостные соревнования на лыжах», «горно-плоскостные» (т.е. на пересеченной местности), «лыжебежные соревнования», «соревнования по ходьбе или бегу на лыжах», «соревнования по лыжному спорту» и т.п.
С начала становления лыжных гонок и до 1913 г. русские лыжники применяли только один попеременный двухшажный ход, который назывался «русским». Лыжи были узкие и длинные (2,5—3 м) и весили 4,5—5 кг. Изготовлялись из монолитной древесины ясеня или карельской березы. Типы лыж были различные: «Идеал», «Хапповеси», «Каянские», «Инские», «Торнео» и др. Разница между типами лыж заключалась в основном в форме гребня и желобка.
Лыжные палки изготовлялись из ясеня и в сечении имели форму четырехугольника, выпуклого треугольника или просто вырезались из необработанной лозы орешника. Палки были высокие — 170—180 см.
Креплениями служили «носковые» ремни, которые надевались на загнутый кверху носок пьексы — лыжной обуви. Для смазки лыж использовали воск, парафин, канифоль.
Пользуясь таким инвентарем, можно было передвигаться по равнинной местности по прямой лыжне, не делая сильного толчка ногой. Лыжники передвигались за счет длинного (обычного) шага и сильного толчка палкой; отрыв пятки лыжи от снега считался грубейшей ошибкой. Лучшие лыжники выполняли довольно длинный шаг и энергичное размашистое движение руками по накатанной прямой равнинной лыжне, ход получался быстрым.
С 1914 г. стал внедряться одновременный ход, который перекочевал в Россию из Финляндии и поэтому стал называться «финским». Финны пользовались таким же инвентарем, что и русские лыжники, соревнования проводили также на равнинной местности, но в лучших условиях — на поверхности заснеженных озер. Лыжня была заранее заморожена, и лыжники передвигались одновременно толчками как по рельсам, развивая высокую скорость (10 км за 25.47, 30 км за 1:34.42 и 50 км за 3:05.49, даже женщины проходили 5 км за 19.05, а 10 км за 42.42). Эти финские ходы, которые начали применяться и русскими лыжниками, имели соответствующую терминологию: «в один темп», «в два темпа», «в три темпа», или «односкок», «двоескок», «троескок». При передвижении одновременными ходами следовало делать один или два коротких быстрых шага, резко подтягиваться на лыжных палках (делать «скок») и приземляться после сильного толчка двумя палками одновременно. Эта техника и легла в основу терминологии («темп», «скок»). Такой лыжной техникой пользовались только спортсмены. В быту и на охоте, где применялись короткие и более широкие лыжи, использовалась более естественная техника, напоминающая обычную ходьбу.
В 1928 г. советские лыжники участвовали в международных соревнованиях в Норвегии. Это участие было интересно не только в чисто спортивном отношении, но и в отношении дальнейшего совершенствования техники.
Норвегия — страна горная, и там одновременные ходы, длинные лыжи и палки, носковые крепления найти применения не могли. Норвежцы пользовались инвентарем и техникой, пригодной для передвижения по пересеченной местности. Советские лыжники переняли у норвежцев попеременный четырехшажный ход, который у нас был назван «перекидка», и одновременный ход с попеременным выносом палок (трехшажный ход), который назвали «норвежский». Кроме этих двух ходов стали внедряться различные «смешанные», или «комбинированные», ходы. В комбинированных ходах в одном цикле движений соединялись элементы попеременного и одновременного ходов. Цикл хода обычно начинался шагами с попеременными толчками палками и заканчивался одновременным толчком палками с двухопорным скольжением после него. В трехшажном комбинированном ходе сочетались попеременный двухшажный и одновременный одношажный ходы; в пятишажном — попеременный двухшажный и одновременный трехшажный с попеременным выносом палок; в шестишажном – попеременный четырехшажный и одновременный двухшажный; в семишажном — попеременный четырехшажный и одновременный трех-шажный с попеременным выносом палок.
Комбинированные ходы обычно не давали высокой скорости. Они применялись иногда на отдельных участках длинных дистанций, так как поочередно давали отдых различным группам мышц благодаря более разнообразной работе. Иногда комбинированные ходы применялись при движении по неровной лыжне, среди кустов; тогда их циклы часто сменялись.
По этим же причинам не нашла длительного спортивного применения и «перекидка», хотя и до сего времени попеременный четырехшажный ход имеет широкое применение в лыжных походах, особенно при передвижении с рюкзаком.
В Норвегии наши лыжники познакомились и с жестким креплением «Бергендаль», лыжными мазями «Братли», «Осби», ботинками с жесткой подошвой и рантом, более короткими палками и лыжами, пересеченными трассами — все это имело большое значение для совершенствования лыжных гонок.
В 1928—1936 гг. был совершен переход от равнинных к пересеченным трассам. Основным типом лыж стал «Муртомаа», более подходящий для пересеченной местности; пьексы уступили место лыжным ботинкам, а носковой ремень — металлическим креплениям. Лыжная спортивная техника начала терять национальные признаки, лыжные гонки стали унифицироваться.
На развитие гонок в нашей стране очень большое влияние оказали институты физической культуры. Институты стали выпускать квалифицированные кадры преподавателей-тренеров по лыжным гонкам и разрабатывать теорию и методику лыжного спорта.
Кафедра лыжного спорта начала регулярно издавать методическую литературу по лыжным гонкам с 1922 г. Она внесла большой вклад в разработку методов тренировки, и особенно в усовершенствование спортивной техники лыжников-гонщиков. В 1936—1937 гг. кафедрой был организован ряд дискуссионных собраний в Москве, опубликованы статьи в периодической печати, проведена демонстрация усовершенствованной техники, так называемой «новофинской». В 1967 г. на основе больших научных исследований и анализа мирового состояния гоночной спортивной техники кафедра выпустила диссертационную работу X. Гросса. Более совершенная техника стала достоянием не только советских лыжников, но и широкоизвестной за рубежом.
Кафедра лыжного спорта ГДОЛИФКа им. П. Ф. Лесгафта внесла большой вклад в разработку годичного планирования тренировочного процесса в лыжных гонках, разработала учебники и учебные пособия по лыжному спорту для специальных учебных заведений, усовершенствовала организацию и проведение соревнований по лыжным гонкам. Впервые в стране организовала и возглавила курсы по повышению квалификации преподавательско-тренерских кадров по лыжному спорту.
Кафедра лыжного спорта ГИФКУ внесла новые методические положения в тренировочный процесс в бесснежное время года. Первой разработала имитационные упражнения и внедрила скользящие покрытия (лиственный покров лесопарка), ввела упражнения с амортизаторами и лыжными палками. Уже в 1937 г. разработала конструкцию лыжероллеров (П. Д. Омельяненко).
После Великой Отечественной войны кафедры лыжного спорта вновь организованных институтов физической культуры активно включились в разработку теории и методики лыжных гонок. Особенно плодотворную работу проводит кафедра Смоленского государственного института физической культуры.
На развитие методики тренировки и совершенствование спортивной техники в лыжных гонках большое влияние оказывали, сильнейшие лыжники-гонщики страны. Особенно значительным их влияние было до 1936—1937 гг., когда единственным методом исследования было обобщение передового практического опыта.
Первая в стране научно-практическая конференция по лыжным гонкам была организована кафедрами лыжного спорта в 1937 г. в Кировске. С докладами выступили: Д. Васильев и Д. Донской — по технике лыжных гонок, Б. Бергман и Д. Марков — по тренировке лыжников-гонщиков, М. Аграновский — по методике обучения, классификации и терминологии (систематика и классификация лыжного спорта, способов передвижения на лыжах и терминология лыжного спорта были утверждены Всесоюзным пленумом секции лыжного спорта 29.VI.1949 г.), Е. Салтыков— по организации и проведению соревнований, Л. Васильев — по лыжным мазям и смазке лыж. В дальнейшем эти конференции стали проводиться регулярно Всесоюзной секцией, а в дальнейшем Федерацией лыжного спорта СССР.
Постоянная деловая связь кафедр с тренерами и сильнейшими спортсменами дает возможность обобщения практического опыта и лучшей постановки научно-исследовательской работы, что способствует более успешному формированию и совершенствованию методики подготовки лыжников. Всем новым в лыжных гонках в первую очередь овладевают лыжники сборных команд страны и центральных советов ДСО. В дальнейшем это новое распространяется среди всей остальной массы лыжников.
В последнее десятилетие большое влияние на лыжные гонки оказал научно-технический прогресс. Лыжные трассы готовятся машинами и представляют собой инженерные сооружения. Современные трассы потребовали лыж из новых материалов и новой конструкции. Изготавливаются лыжи из пластических материалов, лыжные палки — из титана или пластика, ботинки монтируются с элементами креплений и изготавливаются из синтетического материала. Лыжные мази приобрели другие свойства и изготавливаются из высокомолекулярных смол. Спортивные результаты фиксируются электронной аппаратурой с точностью до одной сотой секунды. Используется видеоинформация. Все это, несомненно, сказывается на спортивной технике, которая все более ускоренными темпами совершенствуется. Подготовка лыжников во всех странах проводится на научной основе, постоянно растут и спортивные результаты, что требует от спортсменов, тренеров и научных работников постоянного совершенствования.
В настоящее время советские гонщики в совершенстве владеют техникой. В отличных условиях скольжения при передвижении попеременным двухшажным ходом на равнине и в подъеме до 5° сильнейшие лыжники имеют следующие показатели: темп передвижения — НО—120 шагов в 1 мин, скорость хода – 5,5—6,5 м/сек, длина шага – 3.20—3,50 м, скольжение лыжи – 2,20—2,50 м.
В самую первую очередь этот сайт предназначен для практикующих тренеров, которым негде найти материал для проведения спортивных занятий.